Академик Виктор Маслов: «Ещё одна валюта спасёт мир от кризиса»

   
   

Сейчас они вновь звучат актуально. «Есть закон чисел, который финансисты упускают из виду. А зря!» — утверждает академик Виктор Маслов, крупнейший математик страны и создатель одной из ведущих математических школ.

Каждому штату — свои деньги

Что же это за закон, объясняющий природу нынешнего кризиса?

— Это закон из теории чисел. Подробностями утомлять не буду, скажу лишь, что мне удалось доказать теорему: для любой валюты существует некое предельное число, которое нельзя превышать, иначе произойдёт экономическая катастрофа — в мире или в отдельно взятой стране. То есть денег не может быть бесконечно много. И особенно этот закон касается отрицательных чисел, то есть денежных задолженностей.

Получается, что засилье доллара и гигантские долги на финансовом рынке спровоцировали кризис. Виктор Павлович, одна из ваших идей — две внутренние валюты внутри одного государства? Как такое возможно?

— Простой пример: если у вас есть две монеты, каждая достоинством в рубль, то разложить их по двум банкам вы можете тремя способами (либо обе монеты в первый банк, либо обе — во второй, либо по одной в каждый). А теперь представьте, что у вас монеты в разных валютах — в рублях и, скажем, в евро. По двум банкам вы сможете разложить их уже не тремя, а четырьмя способами. То есть количество вариантов возрастёт. Из этого простого примера следует очень сложный математический закон: чтобы опасное число, по достижении которого наступает финансовая катастрофа, увеличилось, нужно использовать как можно больше разных валют.

В своё время, в разгар перестройки, я предлагал ввести в стране вторую денежную единицу наравне с рублём. Постепенно она взяла бы на себя роль основной валюты. В принципе — идея не новая. Во времена нэпа существовала система — «рубли-червонцы-доллары». Но я обосновал всё математически: как нужно организовать расползающуюся по швам экономику, чтобы спокойно перейти к собственной твёрдой и свободно конвертируемой валюте. В итоге роль этой второй валюты взял на себя американский доллар, ведь действие математического закона нельзя остановить.

   
   

А использование двух валют оттягивает финансовую катастрофу?

— Да. Если бы в той же Америке в каждом штате, помимо доллара, ввели свою (вторую) валюту, то число, которое нельзя превышать, умножилось бы на семь(!). И тогда катастрофа отодвинулась бы на очень дальний срок. Если в каждом штате действуют свои юридические законы, почему бы им не ввести и свои денежные единицы? Вместо этого они собираются идти по противоположному пути — учредить единую валюту на территории всей Северной Америки. Пока это слухи, но не исключено, что США, Канада и Мексика по примеру Евросоюза введут у себя одну денежную единицу — амеро. Кстати, переход на евро тоже был ошибкой. Нужно было, как минимум, сохранить в странах Европы прежние национальные валюты наряду с новой единой.

К чему приведёт появление амеро?

— Если амеро введут как вторую валюту, не отменяющую национальные денежные единицы (американский и канадский доллары, а также мексиканский песо), то последует небольшое смягчение кризиса. Но, если национальные валюты при этом будут аннулированы, ситуация станет ещё опасней, и в первую очередь для стран, находящихся за пределами северо-американского континента. А сами США неизбежно станут страной-банкротом и потеряют свой имидж. Зато им не придётся отдавать долги, ведь доллар перестанет существовать. Не исключаю, что Джордж Сорос этого и хочет, когда предлагает учредить новую валюту взамен старых.

Не раздувать пузыри

Хорошо, а как насчёт России? Мне вот трудно представить, чтобы у нас в каждом регионе, кроме рубля, была в ходу ещё одна денежная единица. Как-то непатриотично, что ли…

— В идеале внутренние валюты в регионах должны быть. Но вы правы, сейчас это не только экономический, но и политический вопрос. Появится опасность развала страны. Применять этот метод у нас пока не стоит.

Что же вы предлагаете? Как вести себя России в данных условиях?

— Существует несколько способов увеличить это «число катастрофы», о котором мы столько говорили. Кроме введения второй валюты, это ещё технологический рывок. Второе — важно не раздувать в экономике «мыльные пузыри», пирамиды, наподобие МММ, ГКО и других. Третье — заключать как можно больше бартерных сделок с государствами, которые не ориентируются на доллар, — как недавно было с Венесуэлой. «Длинные» бартерные сделки, просчитанные бизнес-аналитиками и программистами, ослабят возникшее напряжение.

Для нашей страны выход из кризиса — в увеличении роли мелких хозяйств, сделок между ними. Нужно доставлять в деревни газ, ставить там компьютеры, строить дороги — в общем, максимально использовать тот огромный потенциал, который скрыт в глубинках страны и в самом народе.

Досье

Виктор Маслов родился в 1930 г. в Москве. Его дед был академиком-экономистом, одним из главных оппонентов Ленина по аграрному вопросу. В 1953 г. Маслов окончил физфак МГУ. Работал в МГУ, МИЭМ, Институте проблем механики РАН, участвовал в расчётах по аварийному блоку Чернобыльской АЭС. В 1984 г. избран академиком. Автор более 300 научных работ, в том числе 11 монографий.

Смотрите также: