Безработица разгоняется. Как уход Opel и Chevrolet повлияет на рынок труда

Российский рынок труда уже вовсю реагирует на экономический кризис и постепенно входит в зону турбулентности. В стране растёт безработица и задолженность по зарплате, а сами зарплаты, наоборот, сокращаются. Особенно тяжело отечественному рынку труда придётся после того, как без работы останутся тысячи сотрудников уходящих из РФ крупнейших автопроизводителей.

   
   

Зарплата падает и задерживается

В феврале реальные зарплаты россиян (то есть с поправкой на рост цен и тарифов) уменьшились на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствуют данные Росстата. В номинальном выражении средняя зарплата в нашей стране выросла до 5,2% и, по предварительной оценке ведомства, составила 30,6 тысяч рублей.

«В последний месяц достаточно серьёзно снизились реальные зарплаты за январь к январю прошлого года. Всегда у нас происходит уменьшение зарплат в номинальных выражениях, но здесь мы видим снижение в реальном выражении»,  приводит слова министра труда Максима Топилина ТАСС.

Падение доходов соотечественников началось в сентябре прошлого года  тогда реальные зарплаты сократились впервые с кризисного 2009 года. Эксперты из Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) предупредили, что тенденция по снижению зарплат только начинается и будет носить затяжной характер. В 2014 году в реальном выражении доходы населения снизились на 0,8%. А вот годом ранее, в 2013, был зафиксирован рост на 4%.

Вдобавок к уменьшению доходов граждан в РФ растёт задолженность по зарплатам. По данным на 1 марта, общая задолженность по зарплате составила 2,8 млрд рублей, рассказал Топилин. «Рост за февраль достаточно серьезный  14%», — добавил он.

Безработица растёт

Растёт в России и уровень безработицы. По данным Росстата, в феврале количество безработных соотечественников выросло на 243 тысячи человек, до 4,41 млн человек. Это 5,8% от экономически активного населения страны. В январе этот показатель составлял 5,5%, в декабре прошлого года — 5,3%.

Ранее замминистра труда Сергей Вельмяйкин говорил, что с начала года в РФ сокращены порядка 127 тысяч человек.

   
   

Министр экономического развития Алексей Улюкаев не ожидает стремительного роста безработицы. «Максимально мы ожидаем роста уровня примерно на полпроцента, то есть в пределах 6% будет этот показатель. Это связано как с не очень хорошим демографическим фактором, так и с оценками участниками рынка текущих процессов»,  пояснил глава МЭР.

Согласно прогнозу Центробанка, уровень безработицы в 20152016 гг. не будет выше 66,2%.

«Несмотря на ожидаемые отрицательные темпы роста ВВП, существенного увеличения безработицы в 2015–2016 гг. не ожидается. Факторами, ограничивающими рост безработицы, будут выступать неблагоприятные демографические тенденции, а также особенности российского рынка труда, на котором адаптация к изменениям экономической активности происходит в первую очередь за счёт изменения заработной платы. Вместе с тем ожидается снижение загрузки производственных мощностей в целом по экономике (исключением станет пищевая промышленность, где вероятно наиболее активное импортозамещение)»,  говорится в докладе Банка России.

Автопром уходит

Между тем, раскачать отечественный рынок труда может сворачивание бизнеса крупнейшей корпорации General Motors. На этой неделе американский автогигант объявил об уходе из РФ бренда Opel и массовых моделей Chevrolet.

В Калининграде и Ленинградской области расположены заводы, на которых производились машины концерна GM. Кроме того, немало людей задействовано в реализации автомобилей Opel и Chevrolet. В результате отказа General Motors от российского рынка без работы могут остаться порядка 1617 тысяч человек. По информации СМИ, рабочие ленинградского предприятия намерены «выбить» из концерна 18 окладов, поскольку найти аналогичное место работы в текущих экономических реалиях им будет непросто.

Руководитель направления по связям с общественностью Job.ru Анна Чуксеева отмечает, что уход крупных автопроизводителей не останется незамеченным рынком труда РФ. «Но нужно понимать, что это не случится одномоментно, так как процедура ликвидации компаний происходит в течение нескольких месяцев»,  отмечает она.

«Надо понимать, что под сокращение попадают несколько категорий профессий: сфера продаж, инженеры и "синие воротнички". В продажах сейчас неоднозначная ситуация. С одной стороны, эта сфера занимает самую большую долю по количеству вакансий, например на нашем сайте, и всегда можно переквалифицироваться из авто в другой сегмент. Но и конкурс довольно большой  8 человек на место по России.

В производстве ситуация лучше. Число вакансий увеличивается, это третий по количеству вакансий сегмент. Конкурс  около 6 человек на место, в прошлом году этот показатель был на уровне 45 человек. Представители рабочих профессий находятся в наиболее выигрышной ситуации. Конкурс  1,5 человека на место. Заводы с охотой берут людей, но нужно быть готовыми увеличить время поиска и, возможно, расширить его географию»,  отмечает Чуксеева.