Организация поставок из Азербайджана, Туркмении и Алжира в Европу связано со значительными вложениями, а предполагаемые объемы существенно ниже российских возможностей, считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
Ранее зампредседателя Еврокомиссии по энергетике Марош Шефчович заявил, что ЕС планирует снизить энергетическую зависимость от России путем диверсификации поставок газа. Приоритетным проектом Шефчович назвал Транс-Адриатический газопровод, который к 2020 году начнет поставлять газ из Азербайджана и Италию.
По мнению Масленникова, ЕС сейчас находится в процессе выработки долгосрочной энергетической стратегии, основанной на максимальной диверсификации источников энергоресурсов, однако подобное решение продиктовано скорее политическими, чем экономическими соображениями.
«С точки зрения реалистичности и тем более скорости исполнения всех этих решений я бы выразил некий осторожный скепсис. Во-первых, даже по объемам поставки из Азербайджана они сильно не сопоставимы с тем объемом экспорта, который Европа может получить из России», - отметил Масленников.
«Что касается Алжира, здесь тоже есть определенные ограничения с точки зрения объемов. Они хотя по идее выше, чем в Азербайджане, но тем не менее тоже достаточно ограничены и требуют и серьезных европейских инвестиций в развитие самой отрасли в Алжире и создание соответствующей инфраструктуры», - добавил эксперт.
Поставки газа из Туркмении в Европу Масленников назвал «экзотическим вариантом», поскольку подобные поставки возможны только по российским трубопроводам. Прокладка же отдельного трубопровода через Каспий в Азербайджан является масштабным проектом, по мнению эксперта, «с экономической точки зрения не просчитанным никак».
«Кроме того, здесь надо иметь в виду, что перспективный баланс потребления газа в мире, потому что с учетом пропорции западного и восточного направления. Потому что Туркмения – один из крупных поставщиков газа в Азии, в том числе в Китай», - добавил он.
Ранее стало известно, что Европейский союз разработал «Комплексный план по сокращению энергозависимости ЕС», который направлен на снижение рисков ограничения поставок из-за проблем с транзитом. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что для Европы не существует альтернативы российскому газу.