Тучи над госкорпорациями, появившимися в стране ещё во время президентства Владимира Путина, сгущаются с первых месяцев этого года. То ли кризис вынудил государство повнимательнее отнестись к своим тратам и их целесообразности, то ли именно сейчас корпорации вдруг превратились в убыточные предприятия — как бы там ни было, представители власти разных уровней постоянно грозятся проверками и сокращением инвестиций в адрес этих структур.
Так, в марте 2009-го Минфин предложил урезать не по кризису большие зарплаты топ-менеджеров госкорпораций. По данным министерства, ежемесячные оклады руководителей всевозможных «Росов» достигали 1 миллиона рублей, тогда как сами министры получают в 3-4 раза больше.
Тогда инициатива не закончилась ничем, однако три месяца спустя госкорпорациям всё же пришлось поделиться частью своих средств. Как стало известно на прошлой неделе, государство намерено урезать свои инвестиции в «Фонд содействия развитию ЖКХ», «Олимпстрой» и «Роснано», и в общей сложности эти структуры расстанутся с 160 миллиардами рублей. Направят эти деньги в пользу бюджета РФ, который в будущем году будет дефицитным.
Более того, в этот же день молнии посыпались на гокорпации уже с самых «верхов» — об их ненадёжности и возможной «нецелесообразности» заговорил сам президент РФ Дмитрий Медведев. Он лично поручил Генеральному прокурору Юрию Чайке и начальнику Контрольного управления Президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций. В центре внимания проверяющих должны быть эффективность использования госимущества и финансовых затрат, а также соответствие деятельности корпораций тем целям, которые прописаны в федеральных законах об их создании.
Причём итоги проверок могут оказаться для корпораций самыми плачевными. Если инспекторы останутся недовольны ходом дел в этих структурах, они могу поставить вопрос о целесообразности существовании госкорпораций как явления вообще. Окончательное решение должно быть вынесено не позднее 10 ноября этого года.
Напомним, первые госкорпорации в России появились в 2007-м году. Фактически, они собрали под собой остатки грандиозной советской промышленности и были призваны дать новый толчок старым мощностям. Главный принцип — развитие и инновации, главная основа — рынок, однако даже на свободных рынках госкорпорации имеют значительные привилегии. Например, подчиняются они только правительству, закон о банкротстве и раскрытии информации на них не действует, Счётная палата их не контролирует, а переданное госимущество освобождено от налогов. Такая свобода действий и информационная закрытость давно вызывали недовольство как у деловых конкурентов, так и у независимых экспертов.
Теперь появились подозрения и у власти. Несмотря на многократные призывы президента и премьер-министра держать каждую государственную копейку на счету и сокращать лишние расходы во всех областях, госкорпорации, видимо, по-прежнему оставались вне кризиса. Однако серьёзный бюджетный дефицит (по разным оценкам, в следующем году он достигнет от 7 до 10% ВВП) заставил власти пересмотреть своё отношение к такой форме управления госсобственностью. Тем более что собственности этой в корпоративном распоряжении ой как много. Для примера: в создание «Роснано» государство вложило 130 миллиардов рублей, «Росатом» должен был получить 40 млрд только на строительство новых АЭС, начальный государственный взнос в «Фонд содействия реформированию ЖКХ» составил 240 млрд руб., а «Олимпстрой», исходя из начального плана, должен был получить 300 миллиардов до конца 2014-го.
Смотрите также:
- «Хаотичное латание дыр». Эксперты о том, кто и на что тратит госбюджет →
- Степашин потребовал урезать зарплаты чиновников в госкорпорациях →
- Путин намерен продолжить линию на бездефицитный бюджет →