Документ вызвал у отраслевых экспертов множество вопросов, так как капиталоемкие проекты добычи нефти в Арктике предлагается оставить без какой-либо государственной поддержки.
Законопроект был подготовлен в соответствии с поручением президента России Владимира Путина от 27 марта этого года. Документом предлагается урегулировать отношения, связанные с оказанием поддержки инвестиционной деятельности в Арктике, в том числе установить меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в регионе.
Какие механизмы господдержки будут использоваться
Например, Минвостокразвития предлагает частично внедрить в Арктике те же механизмы поддержки инвестпроектов, что и на Дальнем Востоке. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «решение позволит сэкономить средства федерального бюджета и использовать положительный опыт „Корпорации развития Дальнего Востока“ по управлению территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на Дальнем Востоке».
Документ также предусматривает трёхуровневую структуру управления Арктической зоной: Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, уполномоченный федеральный орган и управляющая компания со своими функциями и полномочиями.
Статус резидента Арктической зоны смогут получить только те индивидуальные предприниматели и компании, которые планируют реализовать в регионе новый инвестиционный проект (или заявленный вид деятельности должен быть новым для них). В свою очередь, резиденты получают льготы по федеральным, региональным и местным налогам, а также другие меры господдержки по осуществлению трудовой деятельности сотрудников, въезду и пребыванию иностранцев. Кроме того, управляющая компания сможет представлять и защищать интересы обратившихся к ней резидентов Арктической зоны в суде.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в целях реализации положений были подготовлены поправки в Налоговый и Трудовой кодексы и отдельные законодательные акты России.
«Чтобы у российской нефтянки были преимущества в конкурентной борьбе на мировых рынках, необходимо обеспечить государственное стимулирование этой отрасли. Без стимулов не будет инвестиций, а наиболее перспективные проекты требуют огромных капиталовложений. Речь об арктических месторождениях с прямым каналом сбыта по Северному морскому пути и колоссальной ресурсной базой. По некоторым оценкам, только на суше это 5-10 млрд тонн нефтяного эквивалента. Российские нефтяники давно уже связывают большие надежды с этими циклопическими месторождениями, однако следует понимать, что без привлекательного и предсказуемого налогового режима инвесторов им не найти. Ведь добыча в Арктике — это не только буровые установки и промысловые объекты, это морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, автодороги, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса, сложная и очень дорогая инфраструктура и техника. К тому же нельзя забывать, что в Арктике добиться приемлемого уровня доходности на вложенный капитал можно лишь в рамках интегрированных проектов с длинным жизненным циклом. Такие проекты, повторюсь, требуют колоссальных инвестиций — в сотни миллиардов рублей — и беспрецедентных мер государственной поддержки», — считает директор Центра политической информации Алексей Мухин.
«Отсутствует логика»
Но законопроект, разработанный Минвостокразвития и представленный на суд общественности, вызывает у отраслевых экспертов большие вопросы.
«Фактически это калька тех механизмов, которые были разработаны для поддержки инвестпроектов на Дальнем Востоке. Хотя этот регион некорректно сравнивать с Арктикой, где добычные проекты требуют сложнейших, зачастую революционных и крайне затратных технологических решений», — считает директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев
По его мнению, абсолютно отсутствует логика в предложении сохранить нулевую ставку НДПИ для СПГ-проектов (арктические проекты «Новатэка» и так не выплачивали НДПИ), а для проектов по добыче углеводородов ввести ставку 0,15. «Это, заметим, существенная разница: ведь при ставке 0,15 компания должна выплачивать примерно 1800 рублей с тонны сырья. К тому же критерии отбора проектов, получающих такие стимулы, по предложению Минвостокразвития, должны ещё быть утверждены правительством. А это означает, что критерии будут прописаны не в законе, а в постановлении правительства, что позволит при случае легко изменить их. Закон отменить непросто, постановление же правительства перестаёт действовать с принятием нового постановления. Следовательно, любой проект может быть произвольно исключен из списка „приоритетных“ и потерять государственную поддержку, что означает отсутствие предсказуемых и неизменных налоговых и правовых условий», — отмечает эксперт.
А управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева подчеркивает, что источником финансирования новых проектов в Арктике могли бы стать успешные действующие проекты, входящие с ними в единый кластер. От таких проектов-доноров потребуются колоссальные капиталовложения в инфраструктуру и проведение геологических работ, которые необходимы для освоения новых месторождений. Очевидно, что эти затраты можно компенсировать с помощью льготной ставки НДПИ.
«Однако в предложенном законопроекте нулевая ставка НДПИ для них начинает действовать лишь после того, как вся инфраструктура на новых месторождениях уже создана. Это парадоксально, ведь процесс создания инфраструктуры занимает длительный срок и никто не согласится всё это время инвестировать колоссальные средства, не получая взамен никаких стимулов. Как ослик, которого всё дальше и дальше заманивают морковкой, не давая ему при этом ни кусочка», — комментирует она.
Как считает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов, без государственного стимулирования, предполагающего создание особых фискальных условий, компании не смогут обеспечить необходимый для арктических проектов объём инвестиций. А это ставит под угрозу выполнение задачи президента по достижению до 2024 года показателя в 80 миллионов тонн грузопотока по Северному морскому пути. Только в случае создания максимально комфортного налогового режима, в том числе введения нулевой ставки НДПИ для проектов по добыче углеводородов в Арктической зоне и интегрированных с ними проектов-доноров, Россия сможет приступить к полномасштабному освоению месторождений в Арктике, причем как на суше, так и на шельфе. Это, в свою очередь, будет иметь значительный мультипликативный эффект для национальной экономики.
По оценкам независимых экспертов компании KPMG, мультипликативный эффект от «арктических» инвестиций превысит 30 трлн рублей до 2038 года, дав импульс для развития смежных отраслей экономики, таких, как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение.
«Возникает ощущение, что законопроект Минвостокразвития — это саботаж. Единственным его бенефициаром выступает „Новатэк“, для СПГ-проектов которого подтверждается нулевая ставка НДПИ. Для остальных проектов вводятся коэффициенты, фактически не позволяющие приступить к их реализации. Предоставление стимулов также обуславливается наличием готовой инфраструктуры. Значит, привлечь инвестора в проект без инфраструктуры уже невозможно. А это ведь практически все арктические проекты. Ни один инвестор в здравом уме не будет вкладывать средства под обещание льгот в далёком будущем, когда будет создана инфраструктура, требующая колоссальных затрат», — считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Смотрите также:
- Стимулировать энергоэффективность. Как обеспечить рост в этой сфере →
- Планом по накоплениям. Хватит ли денег на антикризисную программу? →
- Счётная палата выяснила, что забыли внести в госбюджет →