Бунт робусты. Как отразится на потребителях неурожай кофе во Вьетнаме

Сбор кофе во Вьетнаме. © / istockphoto.com

Сокращение поставок кофе сорта робуста из Вьетнама может поднять себестоимость производства готовой кофейной продукции, однако такое повышение может остаться незаметным для потребителя, сообщил aif.ru гендиректор ассоциации «РОСЧАЙКОФЕ» Рамаз Чантурия. На расходы любителей бодрящего напитка сейчас намного больше влияют рост зарплат, аренды или стоимости электричества и многие другие факторы, нежели стоимость исходного сырья, считает он.    
   

«В классической смеси для эспрессо доля робусты, как правило, составляет 20%, остальное — арабика, — объясняет эксперт. — Два основных производителя кофе в мире — Бразилия (40%) и Вьетнам (20%). Если прогноз сбудется и Вьетнам сократит свои поставки, а остальные производители не смогут компенсировать этот выпавший объем, то цена кофе, конечно, вырастет, о величине роста пока говорить преждевременно, она вряд ли будет значительной».

О возможном неурожае робусты во Вьетнаме сообщил Bloomberg. По данным издания, количество осадков в стране находится на минимальном уровне. Засухи сказываются на сельском хозяйстве. В результате по прогнозам к сентябрю поставки кофе сорта робуста сократятся на 20%.

«Когда мы оцениваем влияние роста стоимости зеленого кофе на цену пачки кофе на полке в магазине или чашки кофе в кофейне, мы должны понимать, что доля сырья в формировании конечной цены снижается по мере движения продукта к потребителю, — продолжает Чантурия. — Например, при производстве растворимого кофе доля сырья в себестоимости банки у производителя колеблется вокруг 25%, все остальное — переработка и упаковка. Далее свои наценки на продукцию устанавливают оптовые и розничные продавцы, что дополнительно снижает влияние фактора сырья. Если же посмотреть на чашку кофе в кофейне, то доля молотого кофе в стоимости напитка еще меньше».

Пока оснований ожидать кратного роста цен, как это было в 2021-2022 годах, нет. Изменение котировок зерна на десятки процентов может привести к колебаниям розничных цен на несколько процентов, — просто по его доле в общей себестоимости товара.

«Если говорить откровенно, потребителю все эти новости про урожаи в той или иной стране должны быть абсолютно неинтересны, они не для него возникают и распространяются, — сказал глава „РОСЧАЙКОФЕ“. — Их единственная задача — повлиять на ситуацию на бирже, где торгуют кофейным зерном. Трейдеры на таком шуме что-то заработают, а через неделю во Вьетнаме, например, пройдет дождь, эксперты изменят прогноз, на бирже отработают новую информацию. А обычные люди как пили кофе, так и дальше будут. Главное, чтобы никто не начал волноваться из-за того, что эта информация для сугубо внутреннего пользования выбралась на медийное поле».