«В классической смеси для эспрессо доля робусты, как правило, составляет 20%, остальное — арабика, — объясняет эксперт. — Два основных производителя кофе в мире — Бразилия (40%) и Вьетнам (20%). Если прогноз сбудется и Вьетнам сократит свои поставки, а остальные производители не смогут компенсировать этот выпавший объем, то цена кофе, конечно, вырастет, о величине роста пока говорить преждевременно, она вряд ли будет значительной».
О возможном неурожае робусты во Вьетнаме сообщил Bloomberg. По данным издания, количество осадков в стране находится на минимальном уровне. Засухи сказываются на сельском хозяйстве. В результате по прогнозам к сентябрю поставки кофе сорта робуста сократятся на 20%.
«Когда мы оцениваем влияние роста стоимости зеленого кофе на цену пачки кофе на полке в магазине или чашки кофе в кофейне, мы должны понимать, что доля сырья в формировании конечной цены снижается по мере движения продукта к потребителю, — продолжает Чантурия. — Например, при производстве растворимого кофе доля сырья в себестоимости банки у производителя колеблется вокруг 25%, все остальное — переработка и упаковка. Далее свои наценки на продукцию устанавливают оптовые и розничные продавцы, что дополнительно снижает влияние фактора сырья. Если же посмотреть на чашку кофе в кофейне, то доля молотого кофе в стоимости напитка еще меньше».
Пока оснований ожидать кратного роста цен, как это было в 2021-2022 годах, нет. Изменение котировок зерна на десятки процентов может привести к колебаниям розничных цен на несколько процентов, — просто по его доле в общей себестоимости товара.
«Если говорить откровенно, потребителю все эти новости про урожаи в той или иной стране должны быть абсолютно неинтересны, они не для него возникают и распространяются, — сказал глава „РОСЧАЙКОФЕ“. — Их единственная задача — повлиять на ситуацию на бирже, где торгуют кофейным зерном. Трейдеры на таком шуме что-то заработают, а через неделю во Вьетнаме, например, пройдет дождь, эксперты изменят прогноз, на бирже отработают новую информацию. А обычные люди как пили кофе, так и дальше будут. Главное, чтобы никто не начал волноваться из-за того, что эта информация для сугубо внутреннего пользования выбралась на медийное поле».