Когда рубль станет юанем? России пора слезать с «долларовой иглы»

Китайцы даже за границу ездят со своим юанем - его можно свободно обменять и в ЕС, и даже в США. © / Георгий Зотов / АиФ

В 1997 году, когда я впервые приехал в Китай, за один доллар в пекинских банках давали 9 юаней. Сейчас меняют по 6, то есть за 17 лет бакс потерял треть своей стоимости.

   
   

Зато наша денежная единица за это же время обвалилась с 6 до 40 рублей за доллар, то есть «отощала» почти… в 7 раз! Хотя у КНР вообще нет нефти и газа, но тем не менее китай­ская валюта устойчива, а наша постепенно превращается в фантик. 

Как сделать валюту модной?

В чём же разница России и Китая по отношению к доллару? В первую очередь в Китае не существует торгов долларами и евро на бирже, равно как и «валютных интервенций», чтобы поддержать национальную денежную единицу. Курс юаня к «зелёному» ежедневно устанавливает Банк Китая. При этом США часто указывают, что курс китайских денег переоценён и их реальная стоимость - 4 (!) юаня за бакс. Однако китайцам выгодно держать свою валюту «слабой» - иначе товары из Поднебесной станут слишком дорогими и будут хуже конкурировать. Импорта в китай­ских магазинах днём с огнём не найдёшь, всё производится в стране. Разумеется, есть магазины для иностранцев, где разложены на прилавках пармезан и хамон (за совершенно бешеную цену), однако китайцы к этим продуктам равнодушны, ажиотажа не наблюдается. Популярно японское пиво, но его варят в Китае, японские машины также собирают в КНР: как минимум половина дохода от импорта остаётся в стране.

- Китай все последние годы специально приучает другие страны к своей валюте, - комментирует Вэй МАНЬ, сотрудник международного отдела Bank of China в Шанхае. - Скажем, в Иране закупается нефть и при этом платится чуть дороже, если примут юани. Теперь среди иранских валютных резервов китайская денежная единица занимает весомое место, полностью (!) вытеснив бакс. Всего Китай заключил такие соглашения с 12 странами, в большин­стве своём в Африке и Латин­ской Америке, и они накапливают юани в резервах. Это помогает в борьбе с долларом.

Куда подевались менялы?

И действительно, я сам был свидетелем - даже в далёких Эфиопии и Боливии китай­ский юань брали любые уличные менялы: Китай откровенно навязывает ­жэньминби («народные деньги» - местное название юаня) где только может. Россия же продаёт другим государствам нефть и газ за доллары и евро. Откуда за границей будет уважение к рублю, если мы сами его не уважаем? Чего уж там: даже пластиковые карты в России только систем Visa и MasterCard, своей национальной платёжной системы у нас нет. Между тем Китай ещё в 2002 г. создал «платёжку» UnionPay, и теперь она работает в 141 (!) стране мира, где установлен миллион банко­матов, выпущено почти три с половиной миллиарда (!) пластиковых карт. Скажите, какие враги мешали нам создать свою платёжную систему? В различных российских правитель­ствах со времён Ельцина много раз заводили речь по поводу конвертируемости рубля, но в итоге мы оказались ещё сильнее зависимы от курса бакса. Пластиковые карточки у нас американские, резервы валютные держим в долларах, торгуем тоже в них - неудивительно, что рубль, случись что с экономикой Америки (успех или неудача, неважно), сразу же валится.

Ещё 12-15 лет назад доллар в Китае тоже имел огромное значение. В свободной продаже баксов не было (как нет и сейчас - в КНР можно обменять в банке доллары, но не купить) - помню, как, когда у меня не хватило юаней в магазине, продавец по телефону вызвал знакомого валютчика (как водится, в чёрном костюме и тёмных очках). Тот весьма охотно обменял мне «грины», что самое смешное, по официальному курсу. Три дня назад я оказался в подобной ситуации в Шанхае, и мой вопрос просто не поняли: «Извините, мы не принимаем доллары. Валютчики? Да они у нас давно вымерли». И верно, чёрного рынка валюты в Поднебесной практически не существует.

Какая главная индийская ошибка?

- А зачем здесь нужны доллары? - с недоумением спрашивает меня Кевин Лоу, журналист газеты «Шанхай Дейли». - Внутри страны они вообще не применяются. В туристической поездке за границу каждый гражданин может купить в Банке Китая до 50 000 баксов в год, однако большинство туристов не делают и этого - юань вам стопроцентно обменяют не только в любой стране Азии, но и в Европе, и даже в США. Россия всё это время шла не по пути Китая, последовательно избавлявшегося от долларовой зависимости, а следовала методу Индии. Индийская экономика сильна, однако доллару поклоняются как божеству - курс рупии к американской валюте с 2008 г. упал на 50%. Подсев на «зелёную иглу», Россия совершила индийскую ошибку и обязана её исправить.

   
   

Да уж, за последние 23 года по поводу доллара мы совершили все ошибки, какие только можно: это и дикое количество импорта, и отсутствие национальной платёжной системы, и наплевательское отношение к укреплению своей валюты, чтобы её охотно брали за рубежом. В Китае всем безразлично, повысился доллар или упал. В России вслед за ростом доллара задирают цены и отечест­венные производители. Хотя у рубля есть все шансы, чтобы превратиться в юань.