Падать ниже некуда. Что стоит за решением ЕЦБ понизить процентную ставку

Ослабление европейской экономики давно уже не новость: в еврозоне наблюдается общий спад производства, рост безработицы и снижение доходности ценных бумаг. Подтверждением этому является стремительное удешевление евровалюты на протяжении последних месяцев. Однако вчерашнее выступление председателя Европейского Центробанка (ЕЦБ) Марио Драги и его решение понизить процентную ставку до 0,05 % с 0,15 % превзошли ожидания экономистов.

   
   

Как признался Драги, решение далось непросто и не было единогласным. Вместе с тем он отметил, что «теперь мы на нижней границе, технические корректировки более невозможны». Глава ЕЦБ считает, что восстановлению экономики повредит высокая безработица и инфляция, которой всё никак не удаётся достичь необходимого для стабилизации экономики уровня в 2 %.

Основными контрапунктами речи «Супер Марио» (так Драги прозвали на финансовых рынках за умение одной фразой в конец утопить надежды инвесторов или поднять евровалюту со дна рынка) стали такие темы, как геополитические риски и давление их на экономику, перспективы программы смягчения, признание слабостей евроэкономики и необходимости системных мер для её спасения. В частности, он отметил, что управляющим советом ЕЦБ было принято единогласное решение о принятии «дополнительных нетрадиционных мер» стимулирования.

«В качестве основных реформ, которые могут быть реализованы в еврозоне, станет создание новых производственных линий, политика реформирования местных финансовых институтов и, конечно же, дальнейшая фискальная консолидация европейских экономик, которая позволит сократить дефицит бюджета еврозоны с текущего уровня в 4 % до 3 % от ВВП еврозоны», — поделился мнением с АиФ.ru аналитик компании EXNESS Сергей Кочергин.

По стопам ФРС

Неожиданное понижение ЕЦБ ключевых процентных ставок было лишь технической прелюдией. Кульминацией стало объявление, что европейский регулятор запустит раунд покупок ценных бумаг частного сектора, обеспеченных активами, размер которого пока не определён. Хорошо это или плохо для восстановления еврозоны — пока не ясно, одно известно наверняка: это, как и снижение ставки, исключительная мера, необходимая для Европы.

Примечательно то, что ЕЦБ, не огласив вчера параметров программы ABS, видимо, предпочел дождаться стабилизации геополитической ситуации на Украине, влияющей на товарооборот между Европой и РФ.

«Снижение ключевых процентных ставок, запуск аукционов TLTRO и программы покупок активов ABS вероятно улучшат кредитование в еврозоне, увеличат инфляционные ожидания и, соответственно, понизят курс евро. Последний фактор, в свою очередь, увеличит европейский экспорт, являющийся составной частью ВВП еврозоны, в другие регионы. Примечательно то, что ЕЦБ, не огласив вчера параметров программы ABS, видимо, предпочёл дождаться стабилизации геополитической ситуации на Украине, влияющей на товарооборот между Европой и РФ», — отмечает Кочергин.

Сразу после выступления Драги последовали одобрительные заявления со стороны главы МВФ Кристин Лагард и представителей Федрезерва США. Рынок, в свою очередь, отозвался снижением котировок, и по традиции, наиболее это было заметно на валютном рынке: против доллара евро упал до минимальной с июля 2013 года отметки. Инвесторы поспешили скорректировать прогнозы на дальнейшее падение вплоть до уровней 2012 года.

   
   

По словам Кочергина, многие участники рынка, как и президент немецкого Бундесбанка Вайдманн, полагали, что после летнего снижения ключевых процентных ставок в еврозоне ЕЦБ возьмёт паузу в деле накачивания европейских экономик денежными ресурсами.

И всё-таки эксперты не спешат хоронить европейскую экономику. Промышленность Германии демонстрирует признаки восстановления, а снижение ВВП скорее носит разовый, но не тенденциозный характер. Кроме того, не стоит забывать, что экономику Старого Света в значительной мере подкосила ситуация на востоке Украины и обмен санкциями с Россией. Таким образом, в случае устранения этих факторов финансы Европы вздохнут свободнее.

Исходя из этих трех составляющих ЕЦБ решил пойти даже на более радикальные меры, чем в свое время ФРС - ставка снижена практически до нуля (если быть точнее 0,05%), депозитная ставка при этом составила и вовсе -0,2%, при этом подтверждена цель по инфляции в 2% годовых.

Что давит на ставку?

Директор по продажам в странах СНГ Dukascopy Bank SA Павел Симоненко в беседе с корреспондентом АиФ.ru назвал три причины неожиданного повышения ставки ЕЦБ: слабая экономическая ситуация в самой еврозоне, риски дефляции и геополитический фактор.

«Исходя из этих трёх составляющих, ЕЦБ решил пойти даже на более радикальные меры, чем в своё время ФРС — ставка снижена практически до нуля (если быть точнее — 0,05 %), депозитная ставка при этом составила и вовсе -0,2 %, при этом подтверждена цель по инфляции в 2 % годовых (сейчас инфляция в еврозоне составляет менее 0,5 %)», — рассказал он.

Как отмечает эксперт, всё это очень похоже на японскую «абэномику». Однако главное отличие заключается в том, что целью японской модели количественного смягчения было не просто преодолеть многолетнюю дефляцию, но и ослабить йену для поддержки экспорта. «В случае же с евро речь не идёт об ослаблении валюты по многим факторам, однако, безусловно, такое радикальное смягчение политики будет этому сопутствовать», — отмечает эксперт.

В свою очередь Кочергин заключает, что, даже не беря во внимание геополитику, вероятное ужесточение денежно-кредитной политики в США (полное сворачивание программы QE3 в октябре 2014 года и повышение в 2015 году ключевой процентной ставки в этой стране) однозначно сыграет не в пользу евро. «По нашим оценкам, в ближайшие недели пара EUR/USD может снизиться до уровня 1,2750, а в 2015 году — даже до уровня 1,2200», — добавляет он.