Как победить коррупцию? (часть 1)

Фото: globallookpress.com

На минувшей неделе в России снова принялись за коррупцию, «зайдя с другой стороны». Так, Генеральный прокурор России Юрий Чайка заявил, что кампания против неё во многих регионах России практически провалена. За 2011 год случаев коррупции выявили на треть меньше.

   
   

В погоне за «мелкой рыбёшкой»

Впрочем, есть и «успехи». Кинорежиссёр Станислав Говорухин заявил, что коррупция в России стала «цивилизованной». Загадка, что он имел в виду. Во всяком случае, сотрудники Счётной палаты сообщают на условиях анонимности, что если в 90-е годы «откаты» чиновников не превышали 3-5%, то теперь и 50% не предел. И если правы те, кто обвинял экс-премьера Михаила Касьянова в том, что он забирал себе пресловутые 2%, то по нынешним временам это «по-божески».

Только в системе государственных закупок, по признанию президента Дмитрия Медведева, в результате нарушений ежегодно теряется 1 трлн рублей. «Люди не боятся воровать», - констатирует председатель Счётной палаты Сергей Степашин.

Правоохранительные органы ведут «войну» с коррупцией преимущественно на бытовом уровне: в их поле зрения попадают мелкие чиновники, сотрудники ГИБДД, учителя, работники медицинских учреждений, которые берут взятки кто из алчности, кто от нищеты.

Совсем недавно Нижегородская прокуратура отчиталась: преступницей стала 90-летняя врач из Павлова, которая выдавала справки или вписывала в медкнижки нужные сведения за… продукты.

Вымогатели и жертвы

Но свято место пусто не бывает. Борьба с коррупцией становится прибыльным и очень грязным бизнесом. Как грибы после дождя множатся различные комитеты и «общественные организации», якобы ставящие своей целью искоренение этого явления. Фактически же многие из них действуют по рецепту героя рассказа Конан Дойла, который собирал компромат на людей высшего общества, чтобы вымогать у них крупные суммы денег.

Весьма впечатляющий случай подобного рода произошёл в Подмосковье. Там активист псевдоправозащитной организации «Справедливость» Дмитрий Барановский (кличка Беленький) требовал от министра транспорта Правительства Московской области Петра Кацыва 22 млн долларов, угрожая ему развернуть полномасштабную кампанию в СМИ по высосанным из пальца обвинениям. Используя организационные и медийные ресурсы «Справедливости», Барановский проводил пикеты и митинги, рассылал клеветнические письма по инстанциям, надеясь таким образом надавить на министра.

   
   

У топ-менеджера Сбербанка Александра Алтунина Барановский надеялся «забрать» земельные доли в принадлежащей тому компании в пользу своего многолетнего бизнес-партнёра А. В. Ксенжука. В ход шли аналогичные методы «информационного давления», сопровождавшиеся «мерами психического воздействия». Например, у головного офиса Сбербанка стала разгуливать ростовая кукла Шрэк, символизировавшая Алтунина. Тот и так опасался угроз Барановского, а тут и вовсе растерялся, не найдя ничего лучше, как уволиться с работы. На его карьере это поставило крест…

Пётр Кацыв не стал бояться дискредитации со стороны Барановского и решил рискнуть. Он обратился с заявлением в органы правопорядка, после чего вымогателя наконец задержали. Судебный процесс над Барановским длился долго: помимо показаний потерпевших пришлось заслушать десятки свидетелей, прослушать записанные с санкции суда телефонные переговоры обвиняемого. Из последних со всей очевидностью следовало, что он никакой не правозащитник. Всюду, где появлялся этот «антикризисный менеджер», почему-то начинались бандитские разборки, происходили банкротства и даже совершались заказные убийства. Любопытно, что Барановский пробовал шантажировать таких деятелей, как Виктор Вексельберг и Никита Михалков, ровно тем же способом - публично и цинично.

Начни с себя

За шантаж Барановский получил 12 лет лишения свободы. К уголовной ответственности привлечён и руководитель «Справедливости» Андрей Столбунов, который злостно не желает выполнять решения суда по опровержению распространяемой этой организацией клеветы.

Этот приговор стал возможен только потому, что жертвы шантажа Барановского не пошли на сделку с ним, а нашли в себе мужество обратиться в правоохранительные органы.

Возможно, Барановский не верил, что наказание неотвратимо? Иначе почему так беспардонно использовал две общественные организации в своих интересах, паразитируя на такой больной проблеме, как коррупция? Имитация борьбы с ней для некоторых стала новым способом предпринимательства, правда, запрещённым уголовным законом.

Большинство политиков и чиновников, столкнувшись с шантажом и вымогательством, также предпочитают не выносить сор из избы. Случай с Петром Кацывом, пожалуй, исключение. Можно, впрочем, вспомнить примеры певца и бизнесмена Иосифа Кобзона и вице-премьера российского правительства Александра Шохина, которые в публикациях журналистки Ларисы Кислинской были представлены исключительно в чёрном свете: первый - как участник организованной преступности, второй - как предполагаемый «заказчик» убийства криминального авторитета Отари Квантришвили. После долгих судебных тяжб Кобзону так и не удалось ничего добиться, а вот Александр Шохин подал в суд и выиграл дело. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ постановила, что обвинения, выдвинутые журналисткой против Шохина, сфальсифицированы и указывают на непрофессионализм журналиста. Справедливости ради следует отметить, что, публикуя свои «разоблачения», Кислинская не имела, судя по всему, корыстного умысла. Но репутация для политика и бизнесмена - тоже капитал, и его утрата оборачивается громадными издержками.

Нынешний президент РСПП Шохин - один из самых влиятельных и уважаемых российских политиков и экспертов. И сегодня любому, кто знаком с его деятельностью, «предположения» Кислинской покажутся плодами буйного воображения. Однако репутация нарабатывается годами, а потерять её можно в один момент. Как знать, если бы тогда Шохин не нашёл сил и времени бороться за свою честь и достоинство, его репутация сегодня не была бы столь безупречна. Разумеется, для такого поступка необходим и соответствующий масштаб личности. Мелкий чиновник думает о сиюминутной выгоде, крупный государственный деятель - о своём месте в истории.

Взял взятку? В тюрьму

В мире есть успешные примеры борьбы с коррупцией, «невзирая на лица». Возьмём демократическую Италию. К 90-м годам прошлого века коррумпированность всех сфер жизни этой страны достигла пика и стала притчей во языцех во всём мире. Итальянские газеты того времени писали: «Взятки сделались такой же нормой жизни, как утренний кофе».

Конец этому беспределу положила операция «Чистые руки», в ходе которой свыше 500 политиков, в их числе премьер-министр Беттино Кракси и сенатор Джулио Андреотти, сели в тюрьму. Двадцать тысяч человек были арестованы, множество государственных чиновников уволилось со своих постов, чтобы уйти от наказания и избежать конфискации имущества, - именно такую меру помимо содержания под стражей применяли итальянские законы к коррупционерам.

Всё это стало возможным потому, что в Италии существовали независимые суд и прокуратура, строго следующие букве закона. Но, главное, простые люди «ополчились» на коррупцию и горячо поддержали меры по её искоренению. В итоге Италия в списке самых коррумпированных стран поднялась в первую тридцатку (чем выше место в списке, тем ниже коррупция), тогда как Россия находится на 143-м месте из 182 возможных.

Из всего этого рассказа можно сделать печальный, но, увы, единственный вывод: либо жертвам коррупционеров и вымогателей на всех уровнях придётся и дальше надеяться только на себя, следуя знаменитому принципу «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», либо для нашей страны пришло время начинать операцию «Чистые руки». Её успех возможен только в случае неравнодушия граждан.

Как отметил Владимир Путин, «борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений - например, призывов к массовым репрессиям». Хочется верить, что именно так и будет.