Никакой амнистии
Конечно, какие-то подвижки есть. Только за последний год было ужесточено законодательство в сфере госзакупок, приняты меры для прозрачности расходования госсредств фондами и т. д. Но любого, даже самого совершенного закона хватает на чуть-чуть. Ловкому чиновнику нужна неделя-другая, чтобы найти обходные пути и восстановить денежные потоки в свой карман.
Но, например, член СПЧ Ирина Хакамада считает, что это приведёт только к увеличению взяток. В качестве примера она вспомнила Китай, где за коррупцию даже расстреливают, но и условия для бизнеса намного лучше. На вопрос Путина, означает ли это, что политик поддерживает возвращение высшей меры наказания, Хакамада ответила: «После того как будет нулевая таможенная пошлина, трёхлетние каникулы для малого бизнеса, НДС 10%, я - за».
Без взяток никуда?
Кстати, в правительстве хотят обязать не только чиновников, но и сотрудников госкорпораций сообщать о фактах коррупции под страхом увольнения. Кроме кнута будет и пряник: им предложат дополнительную защиту и до 15% от суммы предотвращённого ущерба казне. Соответствующий законопроект разрабатывает Минтруд. Ведомство также предлагает запретить участвовать в госзакупках организациям, которые были оштрафованы за «незаконное вознаграждение от имени юрлица». Кроме того, есть идея предоставления предпринимателям, которые присоединятся к Антикоррупционной хартии бизнеса, определённых льгот. Каких - ещё обсуждают.
Хартия в помощь
Антикоррупционная хартия была подписана 21 сентября 2012 г. Прошло более двух лет, но почему-то присоединились к ней не миллион, не тысячи, а только 400 представителей бизнеса и госкорпораций. Получается, что это очередная декларация, которая не работает?
Скажем, у нас уже более 4 лет действует комплексная программа по предупреждению совершения противоправных и коррупционных действий. Кроме того, мы распространяем информацию об этических нормах и мерах противодействия коррупции среди наших партнёров и клиентов. Стараемся формировать стандарты прозрачного бизнеса в отрасли. «РусГидро» создала уникальную разработку - автоматизированную систему «Клиент аффилированных лиц». Она помогает проанализировать данные из множества источников и, в том числе с помощью деклараций о доходах, выявить нарушителей. Например, гендиректор одного дочернего общества создал компанию, учредителем и директором которой, как выяснилось благодаря программе, являлась его дочь. Просто у неё была другая фамилия. С этим гендиректором пришлось проститься».
Получается, бороться с коррупцией реально не только «по-китайски». Можно и с помощью хартии пропагандировать честный бизнес как среди своих сотрудников, так и в компаниях-партнёрах. Единственный метод, который точно не подойдёт России, - это парагвайский. Там теперь шьют «антикоррупционные» костюмы для бизнесменов и чиновников - без карманов. Наши-то воруют миллионами и по безналу...
Смотрите также:
- Распил не вписался в план. Чиновники не хотят бороться с коррупцией? →
- Алексей Рябцев: Если не бороться с коррупцией, умереть может страна →
- Андрей Никитин: Альтернатива массовым расстрелам →