Роман Себекин: Я учился в Российской академии госслужбы, стажировался в милиции, в областном Управлении по налоговым преступлениям. Хотел построить дом, чтобы жить отдельно от родителей, но денег не было, а взятки брать было противно. К тому моменту (мне было 22 года) я разочаровался в госслужбе и понял, что бизнесменов самих надо защищать от «правоохранителей». Решил построить дом, а там «как пойдёт». Взял у мамы 15 тысяч рублей, что-то ещё было отложено - всего 35 тысяч, тогда около тысячи долларов. На эти деньги купил станок по производству блоков. А в Интернете прочитал про технологию. У нас начали строить дома из полистиролбетона в 80-х годах. Единственная разница между тем, что делаю я, и распространённым производством в том, что я использую только отходы. Но я получил сертификат качества, наши блоки соответствуют всем требованиям безопасности…
Сколько стоит дом
Сначала я долго искал мастеров, кредиты или инвесторов. Не нашёл ни того ни другого и начал учиться сам. Купил сырьё и сделал полторы тысячи блоков...
Алексей Чеботарёв, «АиФ»: Отходы покупали?
- Да, я не понимал сначала, что сырьё можно найти на свалке. Это подсказал мне директор завода, у которого пару раз покупал гранулы. Я поехал на свалку и там договорился, чтобы мусорщики собирали для меня пенопласт. И ещё договорился с магазинами, чтобы они мне свои отходы упаковочные привозили. Производства полистиролбетонных блоков из отходов до меня не было нигде. В США, когда я туда приехал, были удивлены, что из пластикового мусора можно дома строить.
- А сколько стоит строительство дома из вашего материала?
- Давайте сравним себестоимость домов площадью 150 кв. метров из бруса и из полистиролбетона. На 150 «квадратов» нужно 4500 блоков, каждый стоит у нас 25 рублей. Получается, что коробка стоит 112 500 рублей плюс цемент и прочие материалы - ещё столько же. То есть можно построить дом за 500-600 тысяч рублей с учётом работы. Себестоимость такого же дома из бруса у нас - 800-900 тысяч рублей.
Основной материал у нас - пластик, который мы получаем бесплатно, поэтому наш блок в разы дешевле сделанного из первичного материала (25 рублей против 90). А по сравнению с керамзитобетоном, самым популярным сегодня, - на 30% дешевле.
- Много домов построили?
- Пока только собственный. Но наши блоки покупают и активно строят из них. Когда придумывал компанию, предполагал, что буду делать всё - от сбора отходов до строительства. Но мы пока не собираем достаточно пластика. Мы выпускаем блоки, но можем делать и черепицу для кровли, и плитку.
Захватить мир
- У меня на 2015 г. запланировано начало миссии «Москва без отходов», а на 2017 г. - «Россия без отходов». Упор хочу сделать на сбор отходов - установим контейнеры, побеседуем с людьми о том, что пластик надо перерабатывать...
- А зачем вам нужны «миссии»?
- Без них как-то неинтересно работать. Но мы и про деньги не забываем: бизнес у нас прибыльный, рентабельность 50%, да и зарплата выше, чем средняя по Волгограду, - у нас 20 тысяч рублей, а по городу - 15. Я хочу этот проект развить до глобальных масштабов. Будем захватывать мир.
- «Мир» - это Америка? Что вы там делали, кстати?
- В США меня пригласил Институт социального предпринимательства, который ищет социально значимые проекты, годные к масштабированию. Штаты - стимулирующая среда. У нас, как и в Европе, если хочешь наладить бизнес, тебя начинают отговаривать. А в Америке говорят: «Чем мы можем тебе помочь?» Мне только не нравится их еда - даже овощи и фрукты там безвкусные, какие-то картонные.
Но свой проект я хочу реализовать здесь, в России.
Смотрите также:
- Кризис агропромышленности: в селе нет поддержки предпринимательства →
- Жилье для своих. Предприниматель строит дешёвые дома для земляков →
- Не хочу в отпуск! Как без денег начать бизнес в 17 лет →