Подстава для «Почты». Чем опасен уход DHL и FedEx с российского рынка

Сортировочный цех российского представительства компании DHL в Москве. © / РИА Новости

Крупнейшие логистические операторы, входящие в Ассоциацию экспресс-перевозчиков (АСЭП), в том числе DHL и FedEx, отказались осуществлять доставку вещей личного потребления, приобретаемых россиянами в иностранных интернет-магазинах. Связано это с ужесточением требований Федеральной таможенной службы к покупкам, совершённым через интернет у зарубежных продавцов. Для оформления таможенного груза ФТС теперь требует оригиналы договора с интернет-ритейлером, выписку с банковского счета и копию страницы паспорта с регистрацией покупателя. В том случае, если адрес доставки не совпадает с адресом прописки, необходимо предоставить пояснение причин.

   
   

Всё упирается в «Почту России»

Международная значимость операторов экспресс-доставки действительно высока, и остаётся только надеяться, что какой-то компромисс между перевозчиками и российскими властями всё-таки будет достигнут. В противном случае ответственность за международные посылки ляжет на плечи «Почты России» и её дочерней структуры «EMS Russianpost», а справится ли предприятие с новым объёмом работы — большой вопрос. Вспоминая прошлогодний почтовый коллапс, когда в московских аэропортах и на таможне застряли тонны международной корреспонденции, возможности ФГУПа можно поставить под сомнение, даже несмотря на некоторые реформы, проведённые с приходом нового менеджмента.

«А почему Почта должна справиться, если не справляется сейчас, занимая даже меньшую, чем DHL долю на нашем рынке? Представьте, у вас есть лошадка, которая с трудом носит два мешка груза уже несколько лет, а есть другая лошадка, которая без проблем носит 3-4 мешка. Каждый год вы увеличиваете число мешков, отбирая вес у первой лошадки — а она всё равно спотыкается. Какие основания для того, чтобы она смогла носить 4-5 мешков, которые ей отдадут с «уволенной» партнерши?», — рассуждает руководитель отдела маркетинга интернет-магазина MnogoMeb.ru Алексей Швек.

Аналогичной точки зрения придерживается управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов. Первое время «Почта» точно не справится — сроки доставки сильно возрастут, увеличится и количество случаев потери посылок, не исключает эксперт. «Эта ситуация приведет к тому, что большая часть людей будет вынуждена отказаться от приобретения каких-то товаров за границей», — убежден Хестанов.

В пользу того, что россияне перестанут совершать покупки в иностранных интернет-магазинах, говорит и репутация «Почты России» — многие предпочтут отказаться от услуг электронной коммерции, лишь бы не иметь дел с ФГУПом, считает директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Сергей Смирнов.

«Абсолютное большинство россиян не очень сильно доверяет Почте. Примеры свидетельствуют, что сейчас, как и в лучшие советские времена, посылки приходят в раскуроченном виде. В её существующем виде «Почту» легче закрыть и объявить тендер на услуги, которые компания предоставляет, так будет эффективнее», — полагает Смирнов.

В свою очередь Член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Евгений Деньгин не спешит ставить крест на «Почте». Политик отмечает, что вопрос модернизации предприятия обсуждается достаточно давно, и при условии правильного реформирования «Почта» сможет заменить коммерческих экспресс-перевозчиков.

   
   

«Почта России ведь активно выступает за то, чтобы сделать рынок почтовых перевозчиков прозрачным. При условии реформирования предприятия, оно сможет спокойно найти перевозчиков и самостоятельно организовать специальный департамент управления по доставке. <…> Существуют фирмы, готовые предоставить такие услуги Почте, и я не думаю, что Почта сильно не пострадает», – рассказал депутат корреспонденту АиФ.ru.

Пошлины: забота о бюджете и потребителе

Ещё одной неприятной новостью для интернет-шопоголиков стало предложение Министерства финансов отменить беспошлинный ввоз через границу на товары, стоимость которых превышает 150 евро. Из-за того, что количество импортных товаров, поступающих в нашу страну из-за границы с каждым годом увеличивается, российский бюджет недополучает миллиарды рублей.

Безусловно, введение пошлин на покупки в интернет-магазинах ударит по карману россиян. Однако, как отмечает Деньгин, введение пошлин обусловлено не только опасениями Минфина за доходы бюджета. «Дело в том, что многие просто из этого делают бизнес, и если ты делаешь бизнес, ты должен платить государству, иначе ты занимаешься незаконным предпринимательством. Как отделить тех, кто заказывает товар себе, от тех, кто заказывает сомнительного качества товары из Китая для спекуляции? Человек, заплативший серьёзные деньги за таможню этих товаров, не будет покупать некачественные вещи, потому что он их потом не продаст. Мы не имеем права запретить людям заказывать в интернете, но мы не можем допустить того, что какие-то граждане могут на этом обогащаться, распространяя некачественные товары», — рассказывает парламентарий.

Покупай отечественное

Рынок интернет-коммерции привлёк внимание российского правительства относительно недавно — за последние месяцы власти выступили с рядом инициатив, направленных на регулирование этого рынка. Помимо запрета беспошлинного ввоза импортных товаров и ужесточения требований к посылкам со стороны таможенников депутаты Госдумы инициировали ограничение так называемых «слепых» электронных платежей, что, по мнению парламентариев, поможет в борьбе с терроризмом.

Конечно, эти нововведения могут развернуть покупателя в сторону российских интернет-магазинов, но нужно иметь в виду, что в плане цен и ассортимента нашим продавцам сложно конкурировать с зарубежными, предупреждает Хестанов.

«Вместе с пошлинами получается интересная ситуация: в среднем сегменте цены в обычных зарубежных магазинах и обычных российских примерно одинаковые — с учётом доставки, конечно, поэтому клиент, скорее всего, останется с нашим продавцом, у которого есть гарантии. Но дешёвые товары из Китая даже с учётом пошлин выгоднее брать где-то на taobao, ebay, aliexpress — они и сейчас идут довольно долго, в основном несколько недель. Если брать верхний сегмент — дорогую одежду, гаджеты премиального уровня, то здесь до сих пор действует закон, делающий более выгодными такие покупки при личных поездках за границу (пошлина начиналась с 1000 евро — ред.), чем наши граждане и пользовались, поэтому ничего сильно не изменится», — прогнозирует Швек.