Георгий Бовт: Экономика медленно растёт или уже падает?

Коллаж Андрея Дорофеева

Георгий Бовт, политолог    
   

Мечта о 5 процентах

Замедление роста ВВП отмечено с начала этого года. Власти выражают сильную озабоченность неприятной тенденцией. Министр экономики Андрей Белоусов отличился мрачными прогнозами - пообещал к осени вообще рецессию. Росстат оперативно подсчитал, что рост ВВП в первом квартале составил всё-таки примерно в полтора раза больше, чем грозил Белоусов, - 1,6%. Проведено несколько совещаний, но ничего конкретного по разгону экономики не предложено. Но как ни считай, а обещаемого ранее роста в 5% нет и не предвидится.

Замедление роста не сулит ничего хорошего простым обывателям. Вся экономическая стратегия, которую подробно расписал в предвыборных статьях и поствыборных указах президент, основана именно на 5-процентном росте. Не будет этого - не будет доходов и не отыщется денег на исполнение обещаний (многие регионы уже на грани банкротства). Эта ситуация хорошо знакома, скажем, любому крестьянину. Ждал урожая в столько-то кило и соответственно планировал учёбу детей, покупку нового телевизора. Но и погода подвела, и сам что-то прошляпил. Что в такой позиции делает нормальный мужик? Сокращает расходы на развлечения, но занимает, если надо, на покупку семян и топлива. Что делает наша власть? Президент требует от правительства за пару недель написать ему пятилетний план исполнения всех намеченных им хороших дел. А это и создание миллионов новых современных рабочих мест с достойной оплатой, и перевооружение армии, и социальные расходы. При 5-процентном

росте всё это гипотетически могло давать заработки и пенсии, на которые можно жить. Теперь же очевидно - нет пяти процентов. А где новые планы? Их нет - одни разговоры.

Кто у нас средний класс?

Такая демагогия просто объясняется. Ведь в противном случае придётся признать: наше хозяйство устроено коряво. И на самом деле первейшая задача государственной власти состоит не только в том, чтобы решать на заседаниях, куда какую железную дорогу тянуть или кому и сколько денег отвалить на съёмки фильма, но и в том, чтобы обеспечить гарантии защиты гражданина, его дела, его свобод. В экономике это называется созданием климата и стимулов для того, чтобы жадные предприниматели испытывали искушение самим строить дороги или финансировать киносъёмки.

Как у нас со стимулами? Плохо. Вот пример из очередного ежегодного национального отчёта «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012». Только 7% россиян во-влечены в предпринимательство. Остальные вообще не рассматривают для себя такую возможность. Молодые люди теперь редко мечтают о карьере в бизнесе, но часто - на госслужбе. Эту же тенденцию подметили и социологи. Меняется состав нашего среднего класса, там уже почти нет представителей малого и среднего бизнеса, всё больше - силовиков и номенклатуры. Так о каком росте ВВП можно мечтать, если сплошь молодёжь стремится в контролёры, а тот класс, который во всех процветающих странах и составляет основу экономики, производя большую часть ВВП и потребляя больше всех товаров и услуг, становится зоной обитания силовиков и бюрократов, то есть бюджетников?

Так что задача оживления экономики у нас не имеет простого решения. Примерно как в старом советском анекдоте, где сантехник, проверявший трубы в обкоме партии, получает тюремный срок за слова: «Всё прогнило, всю систему менять надо».

Смотрите также: