Виктория Никитина: Из-за чего опять взлетят цены

В экономике есть прямая связь между ростом цен на бензин и последующим удорожанием всевозможных товаров с неминуемым снижением покупательской способности населения. Скоро она в очередной раз напомнит о себе.

   
   

Похоже, бензиновые короли пролоббировали очередное повышение цен на топливо. Ведь не просто так чиновники стали готовить нас с вами к тому, что литр бензина уже в ближайшее время может подорожать примерно на 4 рубля, а через три года достигнуть цифры «40».

Такие выводы можно сделать из «Основных направлений налоговой политики на 2014–2016 годы» Минфина. Там говорится, что акцизы на бензин вырастут к 2016-му году минимум в 2 раза (на «Евро-5» до 10 358 руб. с тонны). А это значит, что корм для железного коня по стоимости догонит своих собратьев в странах, где нет нефти. При этом, заметьте, никаких оговорок о том, что акцизы должны уплачиваться из заоблачных доходов нефтяных компаний, документ не содержит.

А это значит, что повышенный акциз (читай – официальный налог) с самого прибыльного в стране бизнеса фактически будет уплачиваться из порядком опустевшего кармана рядового гражданина. Причём неважно – есть у него автомобиль или нет. Ведь когда дорожает бензин, растут в цене автоперевозки, а следом – и цена, собственно, на то, что перевозили (будь то хлеб или холодильник).

                                                               

Но это только одна сторона грядущей проблемы. Вторая – бесцеремонное лукавство. Деньги от повышения акцизов якобы нужны на латание дыр в дорожных фондах, для обновления нефтеперерабатывающих заводов и т. д. То, что нужны, не спорю. Только не верится, что всё перечисленное до сих пор в разбитом состоянии именно из-за якобы невысокого уровня акцизов. Ну, хватит уже использовать порядком надоевшую всем сказку «Про бедного нефтяника». И на дороги государство выделяло и выделяет огромные средства. И частно-государственное партнёрство уже признано лучшим каналом для получения инвестиций на строительство дорог. Только чтоб это организовывать, надо мозгами шевелить. А чтоб цены поднять, много ума, видимо, не надо.

Да и потом… так удобно показывать людям, что деньги в казну собираются с бизнеса, а не с населения. Только население уже научилось разбираться, что к чему, и прекрасно понимает, что давно уже платит родному государству не просто 13-процентный налог со своих доходов, но и кучу косвенных налогов, которые бизнес в итоге закладывает в конечную стоимость товаров.

 
Виктория Никитина

Журналист-обозреватель, эксперт по социально-экономическим вопросам

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

   
   

 

Смотрите также: