Сегодня в научной среде появляется все больше исследований, посвященных как коронавирусу, так и его последствиям. Одни беспокоятся по поводу затяжных проявлений коронавируса, другие изучают воздействие инфекции на различные системы и органы. Также специалистов интересует и такой момент, как развитие депрессивных состояний на фоне выздоровления от COVID-19.
Команда итальянских исследователей и медиков провела исследование, показавшее, что различные психиатрические симптомы встречаются после коронавируса довольно часто. Они выяснили, что у людей отмечаются следующие расстройства:
- посттравматическое стрессовое расстройство — 28%;
- депрессия — 31%;
- тревога — 42%;
- бессонница — 40%.
Причем, как выяснилось, постковидной депрессии больше подвержены женщины. Почему так происходит и как справляться с повышенной тревожностью, АиФ.ru рассказала семейный психолог, клинический психолог/психотерапевт Ирина Голованова.
Почему развивается проблема
«Нынешняя ситуация беспрецедентна: с таким человечество в последние годы не сталкивалось. Уровень стресса растет по разным причинам: из-за переживаний за здоровье, за общее положение дел, за ощущение себя в обществе и т. д. Все это нередко может приводить к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), отсроченной реакции на психотравмирующее событие или чрезвычайную ситуацию», — отмечает Ирина Голованова.
Ограничительные мероприятия, необходимые в данном случае для сохранения здоровья и жизни других людей, сильно влияют на психическое состояние. «Во время социальной изоляции на нормальную жизнедеятельность человека могут негативно влиять общая тревога и неопределенность, беспокойство за свое здоровье и самочувствие близких, страх заболеть и заразиться COVID-19, страх потери близких, страх потери работы и доходов», — объясняет Голованова.
Важно понимать, что страх и погружение себя в депрессию и тревогу могут стать причиной заражения инфекцией, так как ослабленный нервными переживаниями организм больше восприимчив к вирусам и бактериям.
Если же говорить про заболевших и имеющих постковидную депрессию, то тут механизмы несколько другие, как отмечают психологи. Так, например, люди могут просыпаться с ощущением нехватки воздуха и в панике, которая сродни панической атаке. Это связано с тем, что новая инфекция как раз протекает с поражением легких и сложностями с дыханием. В результате также формируется страх: страх не проснуться, страх нехватки воздуха и т. д.
Кроме того, врачи говорят, что COVID-19 может непосредственно влиять на нервную систему, разрушая ее. У одних это сказывается на процессах восприятия запахов именно с точки зрения нервной системы, а не ЛОР-органов. У других коронавирус и вовсе может приводить к расстройствам, инициирующим болезнь Паркинсона. Ну и, конечно же, он влияет на развитие депрессивных состояний.
Как бороться со страхом?
Фактически общее ощущение, которое испытывают многие в ковидную эпоху, — это страх. «В самом слове „страх“ присутствует вибрация тревоги, дестабилизация душевной и физической энергии. Страх парализует волю, каждый день усиливается тревогами и переживаниями», — отмечает психотерапевт. И в какой-то момент страх, не встречая сопротивления, начинает распространяться вокруг, создавая вокруг человека тревожное поле.
Страх способен заблокировать естественные процессы восстановления организма, в том числе и после перенесенной инфекции. «Блокировка происходит на уровне нервных рецепторов и центров, дальше блокируются нервные окончания, кровеносные сосуды и мышцы, к заблокированным органам поступает меньше кислорода и питательных веществ. И, если он уже был чем-то поражен, хроническими патологиями или коронавирусом, ему будет сложнее восстановиться», — говорит Ирина Голованова.
Однако стоит помнить, что мы в состоянии сами справиться с этим страхом, у нас есть для этого ресурсы. «Речь идет про нашу энергетику и собственные резервы организма. Тут главное — не мешать себе и не подпитывать свои страхи», — советует психотерапевт.
Если пребывать в состоянии депрессии на общем фоне тревожности или после перенесенного коронавируса вам не нравится, можно попробовать оказать себе первую помощь. «Для начала надо выйти на точку „покоя ума“, ощутить себя „здесь и сейчас“. Не подогревать свой страх фразой „мы все умрем“. Стоит переключиться с программы самоуничтожения на программу самовосстановления. Причем сделать это надо прямо сегодня, прямо сейчас», — говорит Голованова.
Так, например, стоит понять и убедить себя, что если мы говорим про болезнь, то ее можно и нужно лечить, современная медицина умеет справляться со многими патологиями, даже достаточно тяжелыми. Можно дополнительно помочь себе, занявшись своим здоровьем: правильным питанием, укреплением иммунитета, поиском занятия по душе, чтобы было чем подпитывать свои положительные эмоции. Также можно жить вопреки.
«Есть хорошая фраза: „Если человек хочет жить, медицина бессильна!“ Здесь речь идет о том, что нужно найти ресурс внутри себя и программу восстановления, следует активировать функции выживания», — говорит психотерапевт. Да, поначалу могут быть отрицание и внутреннее сопротивление, отмечает Ирина Голованова, а потом можно позволить себе попробовать, возможно, даже через то, чтобы доказать, что теории психологов несостоятельны. Дальше — больше, и человек втягивается. Ключевой для восстановления должна стать фраза «я все могу».
Как говорит психотерапевт, стоит попробовать сначала самостоятельно восстановиться. Но, если все же результат никак себя не проявляет, а чувство тоски и безысходности все усиливается или даже просто не меняется, стоит обратиться к специалисту, который будет решать ситуацию в конкретном случае.
Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться с врачом