Существует несколько вариантов «вечных» студентов. Одни никак не могут закончить хотя бы одно образование. Они поступают, уходят в академический отпуск, возвращаются или поступают в новый университет, но снова бросают, так и не доходя до защиты диплома. Другие получают одну профессию за другой, но так и не начинают работать ни по одной полученной специальности. Третьи, кто сумел определиться с профессией и твердо уверен в ней, так и не приступают к практике либо работают за гроши. Несмотря на коллекцию дипломов и сертификатов, продолжают повышать квалификацию, посещая все новые курсы даже в 60 лет.
Токсичный внутренний голос
Если говорить о людях, которые получают одно образование за другим, то они могут учиться бесконечно. Перейти к действию и реализации своих знаний некоторым из них не поможет ни количество высших образований, ни их качество. Токсичная самооценка, которой обладает эта категория студентов, с гораздо большей скоростью разрушает адекватное восприятие себя и своих компетенций, чем они успевают нарабатывать во время обучения. Сколько ни учись, ни копи знаний и опыта, внутренний голос скажет: «Этого все равно недостаточно». Человек не замечает, как его внутренняя планка поднялась еще выше. Если еще вчера он сравнивал себя с одноклассниками или одногруппниками, то сегодня он равняется на преподавателей, профессоров, а затем и на мировых звезд в его области. К сожалению, его внутренний голос сам по себе никогда ему не скажет: «Вот теперь достаточно».
Ты «недостаточно хорош»
«Вечные» студенты — это те люди, которые в детстве сталкивались с большим количеством обесценивания в свой адрес. Практически на любое свое действие они слышали от родителей: «Почему четыре, а не пять?», или «А Вася что получил?», или «Посмотрим, когда закончишь школу. Пока ты еще маленький, чтобы этим заниматься». Если перевести в месседж, который слышат дети, то получится: «Тебе еще многому нужно научиться, чтобы иметь право заниматься тем, чем ты хочешь». При этом у них не было опыта, чтобы взрослые говорили: «Молодец. Ты уже достаточно взрослый, умный, сильный, чтобы заняться этим». Как только ребенок достигал какого-то уровня, вместо восхищения и присвоения результатов он получал следующий уровень, к которому он должен стремиться.
Они настолько привыкают к такому восприятию себя через других людей, что во взрослом возрасте сами продолжают поступать по отношению к себе и своим действиям аналогичным образом. То, что все детство дети сопротивлялись, не соглашались со словами старших или то, что родители уже давно перестали говорить подобным образом, не помогает изменить укоренившуюся внутреннюю привычку обесценивать себя и самостоятельно гнать себя все выше и выше.
Высокий профессионализм и низкая самооценка
Как правило, это очень компетентные люди. Внутренняя неудовлетворенность собой заставляет их уделять огромное внимание образованию. Они отличаются большим старанием и скрупулезностью, потому что для них важное значение имеет качество их работы. К сожалению, на постсоветском пространстве таких студентов много. Это связано со стилем воспитания, который до сих пор передается из поколения в поколение. Главная особенность его заключается в том, чтобы быть суровым и требовательным родителем и не дай бог не перехвалить, а то ребенок «зазнается и обленится». Взрослые всеми своими действиями показывают, что заслужить хорошее отношение к себе можно только упорными стараниями, но сами заигрываются и забывают отметить тот момент, когда у ребенка что-то получилось. Девиз такого воспитания: «Выше, сильнее, быстрее». Тем не менее вместо высоких результатов это порождает заниженную самооценку, когда человек оценивает себя, ощущает гораздо хуже, чем он есть на самом деле.
Как начать реализовывать свой потенциал?
Для изменения внутреннего отношения к себе понадобится немало времени, потому что их самокритика гораздо строже, чем отношение коллег или преподавателей. Из-за того, что обычно они никого не слушают и сами не пытаются найти опровержение своих негативных мыслей, «студенты» продолжают вариться во внутреннем недовольстве собой. Если девяносто девять человек скажет: «Ты — отличный специалист, и я сам вдохновляюсь твоими знаниями», при этом один усомнится: «Мне кажется, что чего-то не хватает», человек услышит и зацепится за то, что подтверждает его личные сомнения. Чтобы это изменить, придется признать, что это тот случай, когда собственной самооценке доверять нельзя. Несмотря на то, что обычно люди учатся опираться на себя, «вечным» студентам необходимо поверить тем, кто может их адекватно оценить. Чтобы усвоить новый взгляд и начать на него опираться, как правило, нужна помощь специалиста, который будет помогать его замечать.
В процессе такой работы человеку предстоит ответить на вопросы:
- Что значит достаточно хорошо?
- Что значит недостаточно хорошо?
- Какими качествами я должен обладать?
- Какими качествами обладают те, у кого есть право заниматься тем, чем я хочу?
- Какие требования я предъявляю к себе, а какие к другим?
Делая планомерный разбор, человек, скорее всего, выяснит, что требования к другим гораздо ниже, чем к себе. Однако, если начать слушать положительные отзывы о себе и фокусироваться на них, то самооценка постепенно вырастет до адекватной. Даже в результате большой работы может остаться внутренняя неудовлетворенность собой, но опираясь на это понимание, он сможет переписать внутреннее отношение к себе: «Я всегда буду недостаточно хорош для себя, но уже сейчас я могу начать и заниматься на том уровне, на котором я умею. Пусть меня оценивают те, кто умеет это делать, а не я сам».