В карманах пусто. Нужно ли давать детям деньги на личные расходы?

© / Khosro / Shutterstock.com

О том, зачем детям нужны карманные деньги и чему они их могут научить, aif.ru рассказала семейный психолог Ольга Романив.    
   

«Перефразируя известную фразу, можно сказать, что карманные деньги — не роскошь, а средство воспитания. Более того, деньги учат ребенка самостоятельности и независимости. Поэтому минусов у такого явления как карманные деньги в экономическом и воспитательном плане нет, есть много очевидных плюсов», — отмечает специалист.

Карманные деньги, говорит психолог, помогают воспитывать у ребенка финансовую грамотность. Школьник, которому выдается энная сумма денег, учится нескольким вещам сразу: рассчитывать свой бюджет, распоряжаться своими деньгами, планировать, откладывать. «Думать о том, что именно вашему ребенку не нужны деньги, неправильно. Потому что они нужны, на самом деле, всем, и ребенок это наблюдает с самого рождения — ведь он вместе с вами ходит в магазин, где покупаются самые разные вещи. Поэтому вопросы, касающиеся финансовой стороны жизни, могут и должны обсуждаться с детьми еще с дошкольного возраста», — поясняет психолог Романив.

Ребенок должен понимать не только ценность вещей, но и ценность труда, за который его родители получают заработную плату. «Естественно, формат подобных разговоров не должен выглядеть скучной лекцией, но забывать о том, что финансовая грамотность начинается с семьи и семейных традиций, не стоит. Поэтому ненавязчиво говорить о деньгах и семейном бюджете можно и нужно. Также следует помнить, что свою модель поведения, в том числе и в общении с деньгами, ребенок повторяет за вами», — отмечает Ольга Романив.

Когда начинать выдавать карманные деньги?

В идеале, делать это стоит еще в начальной школе — ребенок в 6-7 лет вполне способен самостоятельно распоряжаться небольшой суммой денег, чтобы тратить или откладывать. «При этом никакого контроля со стороны родителей за этой суммой быть не должно, иначе суть воспитания будет подорвана. В этом возрасте деньги выдаются, как правило, каждый день маленькими порциями. Примерно с 10-12-летнего возраста можно перейти на выдачу денег раз в 3-4 дня. Старшим школьникам можно давать деньги раз в неделю или раз в две недели», — рекомендует психолог.

Требовать ли отчет?

Надо ли спрашивать у ребенка, на что он тратит деньги? Родители часто сомневаются. Ведь боятся, что он начнет тратить их на что-то неполезное, а иногда и опасное.

«В идеале нам всем хочется контролировать своих детей до последнего. Но за контролем стоит чаще всего недоверие и тревожность, поэтому любые попытки внедриться в сферу финансов у взрослеющего ребенка могут встретить недовольство и отторжение. Поэтому если не можете не интересоваться, куда потрачены деньги, старайтесь делать это максимально деликатно и ненавязчиво, чтобы не разрушить доверие между вами и ребенком», — предлагает Ольга Романив.

   
   

Кстати, отмечает психолог, многие дети, особенно младшие школьники, и сами готовы поделиться с мамой или папой, на что они потратили свои деньги. «И вот тут очень важно контролировать не ребенка, а прежде всего себя, потому что нам-то с вами с высоты прожитых лет понятнее, на что надо тратить, а на что нет. Лучше сразу смириться с тем, что ребенок будет тратить деньги на какую-то “ерунду”, и в нужный момент промолчать», — советует специалист.

Какую сумму следует выделять?

Ответ на этот вопрос зависит от двух составляющих: финансовых возможностей семьи и распорядка дня ребенка. Если ребенок куда-то ездит, ему нужны деньги на проезд, питание и что-то от этой суммы должно оставаться на «мелочи». «Другими словами, это должна быть какая-то фиксированная сумма, которая не подрывает бюджет и позволяет ребенку чувствовать себя спокойно и независимо, когда он идет гулять. Также необходимо понимать, что у младшего школьника не возникает необходимости в получении от родителей слишком больших сумм денег — в этом случае излишки будут тратиться на разную ерунду. Лучше давать меньше денег, но регулярно, чтобы ребенок учился не только тратить, но и откладывать на какие-то свои цели», — поясняет Ольга Романив.

Если ребенок хочет еще

«Это как раз вопрос, касающейся воспитания финансовой грамотности. В первую очередь, надо искренне посочувствовать, что деньги, которые хотелось потратить на что-то важное, были потрачены на менее необходимое. Но так бывает в жизни — деньги имеют свойство заканчиваться, особенно тогда, когда к их трате мы относимся легкомысленно. Это опыт, из которого нужно научиться делать позитивные выводы: со временем ваш ребенок научиться правильно распоряжаться деньгами, а не спускать все на конфеты или жвачку», — предупреждает Ольга Романив.

Стоит ли поощрять ребенка финансово за учебу?

Карманные деньги неразрывно связаны с учебой — некоторые родители пытаются решить два дела сразу: и поддержать ребенка финансово, и за счет денег простимулировать интерес в нем к обучению. Но только правильна ли такая тактика?

«С одной стороны, на учебу ребенка можно взглянуть с точки зрения работы. И здесь нельзя не согласиться, что деньги неплохо мотивируют на достижение целей. Но, с другой стороны, если все отношения перевести в сферу экономики, что тогда останется “для души”. Мне кажется, что путать такие понятия как “карманные деньги” и “заработная плата” все-таки не стоит, иначе в конечном итоге придется платить за все: мытье посуды, походы в магазин, уборку в комнате, послушание», — говорит Ольга Романив.

Стоит ли наказывать ребенка с помощью финансов?

Финансовое наказание — еще один метод воспитания, который могут использовать родители. Вот только полезен ли он?

«Мне кажется, финансовое наказание сопоставимо с наказанием молчанием — и то, и другое действие является по отношению к ребенку “ударом ниже пояса”, так как ребенок зависит от вас. Подобные наказания подрывают доверие и негативно сказываются на отношениях в дальнейшем. Повторюсь, что получение карманных денег — это не привилегия за то, что ребенок послушен и хорошо учится, это часть вашего воспитания. Принимая решение о том, чтобы решить ребенка карманных денег, вы воспитательный момент отменяете и даете волю своим эмоциям. Эмоции — всегда плохой советчик, ведь они толкают на необдуманные действия», — отмечает Ольга Романив.