1. Забыть установки
Еще до рождения малыша родителям нужно уяснить одну простую вещь — у будущего ребенка будет набор генов, и как они переплетутся, известно одному Богу. Сформируется ли у наследника предрасположенность к музыке, как у мамы, или исследовательский математический ум, как у папы, никто не знает. Однако важно «на берегу» согласиться с тем, что это отдельный человек со своими стремлениями и способностями.
Рассуждения по поводу престижа и перспектив той или иной профессии лучше держать при себе. «Быть биологом немодно», «Музыканты много не зарабатывают» — забудьте эти установки. Новый человек будет жить в новое время, в новом обществе, о котором родителям ничего неизвестно. Их миссия заключается в другом: мама с папой должны научить ребенка быть счастливым, найти свое предназначение, жить в гармонии с собой и окружающими. А это, надо сказать, еще тот труд!
2. Наблюдать
Родители должны наблюдать, анализировать, фиксировать (идеально если в отдельный блокнот или документ) то, к чему тянется ребенок, что ему нравится, что вызывает интерес. Это первые посылы суперранней профориентации, которая внесет огромный вклад в становление вашего чада завтра.
Но наблюдать это не значит направлять (напоминаю про первый пункт!). Наблюдать — помогать с вариантами, предлагать разнообразие, расширять горизонты возможного, показывать мир и следить за реакциями, выделяя главные сферы с положительными откликами и просьбами «покажи еще».
3. Говорить
С ребенком надо говорить. Серьезно, на понятном языке, обо всем происходящем в его жизни, жизни окружающих, стране. Такие беседы помогают разобраться в ситуации, выработать своё мнение, не впадать в тревожность и страхи.
Отдельная тема — разговор о будущем. Дети живут в настоящем. У них нет завтра, есть только сейчас. До 3 лет — абсолютно нет, затем условно нет — до 5 лет. Именно поэтому активно играющему малышу непонятно, зачем надевать шапку на улицу, если он разгорячен в моменте. Шапка — это же про будущее.
4. Объяснять
Примерно с трех лет можно заводить со своим чадом «профессиональные» разговоры. Невозможно понять, что означает «ходить на работу». И это классная тема для общения: труд, профессиональный рост, развитие в чем-то захватывающем. Ребенок не должен бояться работать. А это зависит только от взрослого. Если мама каждый вечер приходит домой разбитая, кричит, проклинает босса, коллег, маленькую зарплату, вряд ли в такой обстановке ее сын или дочь захотят трудиться. Вы сами закладываете установку «работа — это тяжело, дешево, вокруг одни дураки».
Важно осознавать, где и кому мы демонстрируем свое недовольство. А еще лучше вовремя поменять работу или отношение к ней (найти плюсы), не заталкивая самих себя в состояние несчастья.
5. Фантазировать
С 5-6 лет ребенку свойственны бурные фантазии, в том числе на тему «кем я стану». Каждый малыш с удовольствием рассказывает, что он будет поваром, полицейским, продавцом, геймером, а может быть, врачом, как папа. Но в этих фантазиях нет глубины, именно родители должны помочь наполнить их смыслом. Например, рассказать, что папа-врач делает на работе или в чем заключается труд продавца. Не уничижая, а по факту.
У нас в стране принято пугать фразами: «Не будешь хорошо учиться — станешь дворником/официантом/продавцом». А это приводит к тяжёлым психологическим сбоям и формированию необоснованного пренебрежения к представителям некоторых профессий.
6. Пробовать
В 5-6 лет ребенку хочется все попробовать. И здесь важно снова побороть свои личные установки и по-честному показать ему мир. Когда мальчик тянется к куклам, наряжает их, придумывая новые шляпки, попробуйте не бить по рукам и запрещать, а представить, что это будущий Зайцев, Лагерфельд, Юдашкин и дать свободу действий.
Или девочка отказывается помогать готовить — ей неинтересно все, что происходит на кухне, но при этом она с удовольствием ковыряется в земле, разбирая червячков, рассматривая слизней. Не надо заставлять ее чистить картошку и варить борщ. Может быть, она будущий биолог.
7. Помогать
Когда ребенок идет в начальную школу, то испытывает колоссальный стресс. Жизнь разделяется на «до» и «после». Важно не просто разговаривать с ним, поддерживая, важно реагировать, помогая. Не секрет, что одноклассники бывают жестокими, да и педагоги иногда не следят за тем, что говорят. Дело не в их яростном желании нанести психологическую травму, обычно это происходит от собственной неудовлетворенности жизнью, работой. В итоге в адрес ребенка летят обидные слова: «Криворукий!», «Кто так рисует!», «Как курица лапой».
Подобные замечания способны навсегда отбить у школьника желание стараться, рисовать, писать и пр. Помогайте ему разобраться в сложной ситуации, защищайте его личные границы, объясняйте и будьте рядом.
8. Развивать
В 5-8 лет остро встает вопрос: развивать сильные стороны или подкачивать слабые? Допустим, ребенок не очень активен в физическом плане, но зато легко решает шахматные задачи. Что делать родителям? Отдавать в шахматную секцию или, например, секцию бокса? Перед выбором стоить посоветоваться с хорошим детским психологом. И все-таки, если рассматривать этот конкретный случай, я бы добавила немного физической активности. Может быть, не такой агрессивной, как бокс.
Возможно, именно в этот период вы поймете, что ребенок рожден для спорта. Но если он очевидно не спортсмен (не вам лень возить его на тренировки, а реально показатели не в пользу спорта), добавка умеренной физактивности в удовольствие обязательно пойдет на пользу телу и характеру.
9. Балансировать
Нереализованные амбиции мамы или папы — страшная штука для их ребенка. Родители способны замучить свое чадо, таская его на уроки ненавистного фортепьяно или на концерты только потому, что в молодые годы мама мечтала окончить музыкальную школу, но что-то пошло не так. Сколько у вас знакомых, которые зачем-то теряли время в «музыкалках», сбегая оттуда, болея, лишь бы не ходить?
Следуйте за интересами и способностями маленького человека, усмиряя свои амбиции и просто модные «хотелки».
Сегодня «мудрый» Инстаграм рекомендует осваивать все и сразу: китайский язык, конный спорт, фигурное катание, шахматы, лепку из глины, футбол и т.д. Ну а пение, художественную школу и ментальную арифметику даже за нагрузку уже никто не считает. Умейте находить баланс во всем!
10. Играть
Примерно с 9-10 лет ребенок хорошо может усвоить знания о какой-то профессии, играя. Например, через экскурсии на предприятие или онлайн-игры, где нужно правильно принять профессиональное решение — испечь торт, который должны оценить посетители его виртуального кафе.
Подойдут игры и по типу «угадай», когда ребенок отвечает на вопросы чем пахнет профессия, чем наполнен день того или иного работника, какие качества ему нужны, чтобы реализовать себя и пр. Встречи с родителями, которые рассказывают в классе о своей деятельности, именно в этом возрасте тоже чрезвычайно полезны.
11. «Прыгать» вместе
Подросток испытывает стресс от обилия новых предметов в школе, дополнительных нагрузок в секциях и прочей занятости (отчетные концерты, олимпиады и т.д.). Это сложно. Он ищет себя. То хочет научиться играть на гитаре, то с головой уходит в изучение английского, потом может переключиться на программирование или волейбол. Родителям кажется, что подобного рода «прыжки» от одного к другому ненормальны, что их чадо очень легко и несерьезно ко всему относится. На самом деле нет. Это поиск и самоопределение, которые в более юном возрасте не были удовлетворены в полной мере. Пусть ищет.
Если вас удручает финансовая сторона вопроса, вы протестуете после каждого нового заявления «купи гитару» или «купи курс английского», выход тут не запрещать и ругать за легкомыслие. Вместе найдите решение проблемы. Сейчас доступна масса вариантов, как без денег попробовать что-то новое (ту же гитару можно взять напрокат, есть пробные бесплатные уроки). Важно не принести на блюдечке готовое решение, а найти его вдвоем.
12. Размышлять
Примерно в 13-15 лет мы ждем, что ребенок определится с профессией и уже начнет готовиться к поступлению в вуз. Но используемые сегодня ОГЭ и ЕГЭ совсем не про знания и погружение в предмет, а про жуткий стресс и потерю огромного количества времени на научение сдавать сам экзамен.
Родители и учителя паникуют, ребенка загоняют в страхи со всех сторон. Здесь важно подставить плечо школьнику. Помочь не провалиться в тревожность, спланировать подготовку, и о будущей профессии подумать через размышления и рассуждения. Сам ребенок на них не способен. Только вместе с вами и не за один раз получится нащупать что-то подходящее, поэтому запаситесь терпением.
13. Пройти за руку
Сегодня существует множество профориентационных центров, специалисты в формате онлайн и офлайн предлагают разные формы поддержки ребенка в выборе. Изучите этот вопрос сами и вовлеките в него свое чадо. Лишним мнение экспертов не будет. А тесты могут направить ваши размышления в правильное русло.
Выбор профессии — не та задача, которую можно решить за пару дней или даже пару месяцев, поэтому на вопрос «Когда нужно говорить с ребенком о будущей профессии?», я отвечаю «Всегда». Начинайте прорабатывать эту тему уже в юном возрасте.