Игра в игры
Александр Мельников, «АиФ»: Самый актуальный вопрос последних дней, связанный с психологией: блоги про самоубийства для подростков - это манипуляции обществом?
- Трудно поверить, что кто-то мог затеять такую жуткую игру.
- Нас 150 миллионов, и в головах многих людей можно найти такие отклонения…
- Вы занимаетесь нейроэкономикой. Что это за наука?
- Она изучает, как мы принимаем решения. Например, перед нами выбор из нескольких вариантов, и мы почему-то выбираем именно один из них. Но сейчас мои интересы связаны ещё и с социальной психологией. Мы пытаемся понять, как окружающие влияют на нас, как они манипулируют нами, изучаем, как взаимодействуют люди при принятии решений - действуют вместе или пытаются обмануть друг друга, насколько они рискуют. Например, есть два человека, которые принимают решение: сотрудничать или обманывать друг друга. Так вот, если в будущем они никогда больше не встретятся, то всегда выиграет тот, кто обманет. Это отправной пункт всей так называемой «теории игр», она имеет важнейшее значение в социальной психологии. Если же эти люди (игроки) будут встречаться и потом, то выгоднее взаимодействовать, договариваться. Удивительно, но такие решения описываются стройными математическими формулами, что делает их близкими к точной науке. И мы изучаем, как мозг работает в разных ситуациях, когда можно обмануть или можно взаимодействовать, и какие решения будут оптимальны в таких ситуациях, и как влиять на принятие решения.
Вот пример из истории. После Второй мировой в США реально размышляли, не сбросить ли атомную бомбу на Советский Союз, чтобы не допустить у нас появления ядерного оружия. Для консультации привлекли двух создателей «теории игр» - Джона фон Неймана и Джона Нэша, ставшего потом нобелевским лауреатом. С точки зрения т. н. «дилеммы заключённого», где под игроками подразумевались США и СССР, они склонялись к применению атомного оружия. Но правительство не стало так поступать и сделало ставку на более долгие отношения с Советским Союзом. В то время «теория игр» (теория принятия решений) была ещё несовершенна. Она развивается по сей день и сегодня уже неплохо работает на практике. На Западе её применяют очень широко при принятии разных серьёзных решений.
Мы аморальны?
По сути, мы изучаем каскад типичных реакций, возникающих в мозге при принятии конкретных решений, - продолжает В. Ключарев. - Зная, в каких отделах мозга эти реакции возникают, мы можем влиять на результаты решения. Например, мы первыми, когда я ещё работал в Голландии, изучали, что происходит в мозге при конформизме, соглашательстве. И показали, что с помощью электромагнитной стимуляции определённой зоны мозга можно усилить или ослабить способность к конформизму.
- То есть сделать так, что человек пойдёт против общего мнения, добровольно станет «белой вороной» или наоборот?
- Да, и это имеет огромное значение. Например, помогает понять, как возникает фашизм или холокост.
- Но стимуляция, с помощью которой вы манипулировали степенью конформизма, возможна только в лаборатории. Массово же манипулировать нельзя?
- Всё наше оборудование предназначено только для лабораторий. Но если вы знаете, как работает мозг в определённых ситуациях, то иногда можно применить эти знания. Вот пример. Готовность рисковать тоже играет важнейшую роль в принятии решений. Известно, что чем выше активность т. н. центра удовольствия в мозге, тем больше человек склонен к риску. Значит, активируя этот центр, можно подтолкнуть его к рисковому поведению. В эксперименте было показано, что даже эротические фото, демонстрируемые мужчинам, делали их более рисковыми. Кто этим может воспользоваться? Например, в казино. И поэтому там обычно много эффектных женщин, бывают элементы эротики в оформлении. Чтобы мужчины активнее рисковали. Важно знать о существовании таких приёмов.
- Человек в своей основе больше моральное существо или аморальное?
- Судя по исследованиям, в нашем мозге всё-таки есть установка на базовые нормы морали. Чувство справедливости универсально. Нормы морали активно изучаются. Например, Джошуа Грин проводил эксперименты, в которых ставил обычного человека на грани выбора - убивать или нет, в воображаемых ситуациях, конечно. И при этом был всплеск активности в глубоких отделах мозга, отражающий сильнейший эмоциональный конфликт. Это говорит о том, что моральные нормы запрятаны в базовых отделах мозга и что человек - существо моральное.