Скелеты в шкафу. Почему люди, пережившие насилие, становятся знаменитыми?

Шэрон Стоун. © / www.globallookpress.com

Чем тяжелее было детство, тем ярче может проявить себя человек во взрослой жизни. Это подтверждает биография многих известных и успешных людей. Актриса Шэрон Стоун не так давно призналась, что ее с сестрой насиловал родной дед. Она описала свои тяжелые воспоминания в автобиографической книге. О сексуальном насилии в детстве рассказывают многие звезды Голливуда, другие знаменитости.

   
   

Правда ли насилие провоцирует нацеленность на карьерный рост, в частности в шоу-бизнесе? Вследствие страданий у человека возникает потребность быть на виду, и он становится звездой. 

Верна ли эта теория? Об этом aif.ru спросил доктора психологических наук, профессора, семейного психолога Илью Слободчикова.

Психотравма как стимул творчества

Юлия Борта, aif.ru: — Илья Михайлович, неужели без травмы, пережитой в детстве, можно не рассчитывать на то, чтобы стать звездой?

Илья Слободчиков:  По поводу Шэрон Стоун такую связь подтвердить не могу. Мне кажется, вся эта история поиска былых врагов никакой перспективы не имеет. И желание пострадать постфактум, по-моему, чистая глупость.

Однако травматизация в детстве, действительно, имеет значение в плане раскрытия потенциала, в том числе творческого. Любая психотравма (неважно, с чем она связана) — очень мощный эмоциональный и когнитивный стимулятор. И она запускает другой уровень переживания, ощущения и, соответственно, осознания событий. Любое настоящее творчество — это кризисный процесс, оно проходит через кризис. Поэтому мы совершенно точно можем говорить, что творчество, особенно высокое актерское искусство, — это история сверхпереживания, своеобразных «мучений», не всегда физиологического ряда, выстраданности ощущений и отношений.

Плюс здесь есть еще один очень важный момент. Переживание запускает очень сложного порядка рефлексию, то есть осмысление. Когда я смотрю на пережитое чуть со стороны, то могу как-то оценивать это и как-то относиться. Но не в контексте перебирания старых обид, а именно извлечения опыта, нового взгляда на то, как я меняюсь и меняется сама ситуация. Это тесно связано с процессом творческого развития.

   
   

— Но, видимо, речь все же не о шоу-бизнесе?

— Нет, там эта история примитивно-провокационного характера. Кстати, такие рассказы о пережитом насилии — это очень распространенный пиар-ход, когда человек привлекает к себе внимание не за счет своих достижений, а за счет того, что он такой весь несчастный и его надо пожалеть. Вообще, перебирание грязного белья не красит никого. У каждого из нас, если внимательно посмотреть, существует огромное количество шкафов со своими скелетами. Если их все открывать и вытаскивать, ничего, кроме большой груды переломанных костей, мы не увидим.

«Не дело толпы — лезть в спальню»

— И наверняка подобные истории особенно часто всплывают в случае со стареющими звездами экрана, когда о них начинают подзабывать.

— Конечно. И, кроме того, история шоу-бизнеса, публичности очень тесно связана с ситуацией вообще любых событий. Любое событие — только чтобы обо мне говорили, чтобы ко мне было привлечено внимание. И очень редко это связано с тем, что человек по-настоящему собой что-то представляет.

Если мы возьмем большое искусство, неважно — театр, кино, музыка, — то по-настоящему великие таланты, по-настоящему крупные звезды, содержательные, смысловые, интеллектуально и творческие одаренные, очень не любят привлекать к себе чрезмерное внимание. И стараются свою личную жизнь, как минимум, держать на изрядном расстоянии от публики. Хотя у всех них огромное количество своих переживаний. Просто это не дело толпы — заглядывать в спальню.

«Большинство не желает друг другу счастья»

— Но желанием поворошить грязное белье грешат не только звезды. Недавно была популярна история, когда все подряд высказывались о пережитом насилии в соцсетях #MeToo. Кампанию против сексуального насилия опять же инициировала актриса — Алисса Милано.

— К сожалению, у социума и общества, причем любого — здесь ни мы, ни американцы никакой форы не имеем — есть очень дурное свойство. Люди вообще очень любят перебирать чужие события. Свои они боятся трогать, потому что это не всегда приятно. А вот позлословить, посудачить о других — с огромным удовольствием. Потому что это дает впечатления, некую образную среду, позволяет высказать свое «профессиональное» мнение, почувствовать себя экспертом и т. д.

Кроме того, это связано с одним очень недобрым психологическим механизмом, который очень точно отражает известный анекдот. Когда Бог спрашивает человека, что ему для него сделать, чтобы он был счастлив, тот отвечает: «Пусть у моего соседа корова сдохнет». В абсолютном большинстве люди не желают друг другу добра и счастья. Да, есть действительно хорошие, порядочные, добрые и доброжелательные люди. Но тех, кто бескорыстно готов броситься на помощь, — считанные проценты. Уж будем честны. И дело здесь не в социальном равнодушии, а в огромном количестве собственного тяжелого опыта, страхов, социально стереотипных моделей поведения. Люди такие, какие они есть. Их такими ровно и надо воспринимать, без излишней идеализации. А исключения это правило только подтверждают.