Речь бывает для себя и про себя. Есть и такое понятие, как эгоцентрическая речь. Когда мы разговариваем вслух, то делаем это разными способами. Например, можно выделить шепотную речь — в этом случае мы обычно сопровождаем проговариванием шепотом то или иное действие. Шепотная речь для себя выполняет функцию произвольной регуляции. И ряд исследований действительно показывает, что такая речь помогает совершить меньше ошибок, обеспечивает функцию произвольной регуляции и контроля. Такая речь хороша, когда мы осваиваем новую деятельность или хотим дополнительно сконцентрироваться.
Существует разговор с собой вслух и как симптом депрессии: когда человеку одиноко, он испытывает психологическую боль, то начинает с собой говорить — успокаивать себя, жалеть, возможно, обвинять. В случае с депрессией разговор с самим собой вслух помогает создать вокруг себя безопасное пространство.
При тревожных состояниях, когда человек начинает с собой разговаривать, он пытается успокоиться. В этом случае он может говорить себе: успокойся, все в порядке.
Поговорить с собой вслух могут люди и при обсессивно-компульсивных расстройствах — тут речь идет про тех, кто постоянно все перепроверяет, застревает на каких-то событиях. Здесь разговор вслух с собой выполняет функцию чрезмерного навязчивого и застревающего контроля. Это уже скорее патология, чем норма.
Бывает, что разговор с собой может быть элементом психотического расстройства, когда у человека проявляются галлюцинации. В этом случае человек разговаривает не с самим собой, а с кем-то внутри себя, с каким-то голосом — тоже вариант патологии.
Есть и еще такой вариант, как брюзжание. Оно тоже может относиться к депрессивным состояниям. Человек все проговаривает, комментирует, сопровождает все свои действия разговором — это в такой ситуации выполняет функцию разрядки агрессивности, снятия враждебности.
Часто разговор с самим собой вслух имеет хороший психотерапевтический эффект. Он также может расцениваться как защитный механизм, называемый расщеплением — здесь человек может разговаривать с собой с позиции судьи и адвоката или себя и еще какого-то собеседника, с чьей помощью он пытается посмотреть на ту или иную ситуацию иначе.
Тут еще важно учитывать такой момент — замечает ли сам человек, что он разговаривает вслух. Например, такое состояние может быть характерно для деменций, особенно сосудистых, болезни Альцгеймера, у людей с лобно-височным вариантом деменции. Можно увидеть, как пожилой человек идет и разговаривает.
Не совсем верно делить это на норму или патологию, это скорее просто форма поведения. Ведь разговор с самим собою вслух выполняет какую-то функцию, которая нужна психике человека в данный момент. Если посмотреть на это явление шире, становится понятно, что разговор с собой вслух выполняет огромное количество разных функций, в том числе и полезных.