В психологии — как клинической, так и научной — есть такое понятие, как депривация. Это когда человек пытается изолировать другого от собственного внимания, собственных эмоций. У наказываемого развивается так называемая госпиталистическая тревога, когда он понимает, что провинился, с ним что-то не так.
Как наказывать, так и манипулировать молчанием не рекомендуется никогда. Дело в том, что само молчание действует неоднозначно. В последнее время распространена такая тенденция, как блокировать, молчать, уходить, не выражать, не прорабатывать. Наоборот, используется условная когнитивная иллюзия — повлиять на другого человека. Также бывает дисфункциональное убеждение: молчи — за умного сойдешь.
Чем чревата такая тактика?
При обсуждении наказания молчанием надо понимать, какова установка самого человека, который применяет данную манипуляцию. И всегда, конечно же, надо думать о последствиях.
Дело в том, что у другого человека, на которого воздействуют молчанием, может развиться ряд последствий. Первое — чувство вины, когда он понимает, что виноват, но не понимает, в чем. Второе — чувство стыда. Стыд приведет к тому, что человек начнет избегать, изолироваться, отдаляться.
У большинства людей наказание молчанием может приводить к росту гнева, появлению чувства ненависти и враждебности. И на этом фоне человек может уйти или начнет бурно эмоционировать. Нужно понимать, что любое наказание молчанием — высокий фактор риска. Это очень существенная депривация, которая у большинства людей приводит к фрустрирующим реакциям.
Конечно же, нужно понимать, что когда-то нужно и помолчать, когда-то следует выдержать паузу, но никогда не наказывать и не манипулировать молчанием ни по отношению к детям, ни по отношению к партнеру.
Не надо никого наказывать, потому что наказать — значит, повлиять, обучить, перевоспитать, донести что-то. И нужно учитывать, что большинство людей к этому не готовы — у них это вызовет некую парадоксальную реакцию. Поэтому, когда вы собираетесь кого-то наказывать молчанием, задайте себе вопрос: «А чего я от этого хочу?» Нужно уходить от инфантильных форм воздействия и переходить к более конструктивным формам определения, что с вами происходит.