1. Мы говорим: «Как дела?»
Человек воспринимает: Произнося эту простую фразу, вы в глазах собеседника становитесь бесчувственным, ведь у него все время дела идут неважно. Он нуждается в понимании и поддержке, а ваше «как дела?» создаёт огромную пропасть в общении, и о дальнейшем нормальном диалоге можно будет забыть.
2. Мы говорим: «Все будет хорошо».
Человек воспринимает: Безусловно, эти слова могут восприниматься по-разному. Если вы проявляете терпение, интересуетесь состоянием, обсуждаете трудности, возможные риски и лишь между делом произносите «все будет хорошо», фраза воспримется как поддержка. Но не надо использовать ее в лаконичном ответе на жалобы больного. Так вы даете ему понять, что не расположены говорить о нем и о его проблемах.
3. Мы говорим: «Ты справишься. Борись. Не кисни».
Человек воспринимает: Для человека, который серьёзно болеет, это звучит как родительское приказание быть сильным и не ныть. В сложной ситуации ваши советы создают для него дополнительную эмоциональную нагрузку.
Альтернативой может стать: «Я вижу, как ты борешься, и вспомнила, как ты когда-то справился с...». А дальше напомните человеку его личный опыт преодоления. Эта техника реально поможет ему войти в свое ресурсное состояние.
4. Мы говорим: «Ты опять себя плохо чувствуешь, я уже боюсь к тебе подходить».
Человек воспринимает: Такими словами вы формируете у больного чувство вины. Это усугубляет его и без того плохое состояние.
На самом деле у этой фразы есть масса аналогов, и все они оказывают абсолютно одинаковое разрушающее действие: «Ну сколько можно», «Болеешь, лежи и терпи», «Ну как же я устал от этого» и т.д.
5. Мы говорим: «Тебе лучше?»
Человек воспринимает: Опасная фраза, особенно если регулярно обращаться с ней к человеку, ведь часто тяжелобольной не может порадовать вас оптимистичном ответом. В итоге он ощущает вину за то, что не оправдывает чьих-то ожиданий.
Лучше используйте такие варианты: «Вижу, тебе тяжело. Будем справляться» или «Я вижу, что тебе трудно, и очень хочу, чтобы тебе стало легче».
6. Мы говорим: «Если будет нужна помощь, ты только скажи».
Человек воспринимает: Не ждите, когда вас кто-то о чем-то попросит. В таких ситуациях помощь всегда нужна. Особенно важно персональное внимание, доверительный разговор и пусть небольшие, но реальные действия: от банального вопроса «чего бы вкусненько тебе хотелось, как я могу тебя немного порадовать?» до помощи в уходе за домашним питомцем.
Человек воспринимает: Конечно, подобные слова близкие часто говорят потому, что им самим больно понимать, что болезнь не отступает. Они тоже страдают, им хочется вернуть контроль над тем, что происходит в семье или с родным человеком. Однако на самом деле ваши рекомендации вряд ли помогут, особенно если состояние человека с каждым днем ухудшается. Более того, с подобной установкой велики шансы потерять контакт с больным.
8. Мы говорим: «Ой, это вообще не тяжёлая операция»
Человек воспринимает: Вы самым бесцеремонным образом обесцениваете проблему другого человека. Запомните, любая операция всегда вызывает опасения. Это только вам может казаться, что удаление груди сделать «проще простого» и все заживет «за недельку».
Используйте другой вариант: «Да, это непростая процедура, тебе сейчас тяжело решиться, но надо идти вперёд, это большой шаг к выздоровлению».
Человек воспринимает: Запомните, вы (к большому счастью для себя) не находитесь на месте больного, а потому для него ваши слова звучат как насмешка. Подобная формулировка может вызвать гнев, боль, злость и просто нежелание продолжать разговор. К таким же «гениальным» фразам относится — «Я тебя прекрасно понимаю». Если вы здоровы, то никогда не поймете тяжелобольного человека!
10. Мы говорим: «Мы вчера так прекрасно погуляли, жаль, тебя не было с нами».
Человек воспринимает: Не стоит рассказывать при тяжелобольном человеке об увеселительных мероприятиях или своих грандиозных планах на будущее. Так вы подчёркиваете его ужасное состояние.
На самом деле иногда достаточно просто честно признаться больному человеку: «Я хочу с тобой посидеть, соскучилась» или даже «Я сейчас не знаю, что сказать...». Это даёт право всем участникам разговора быть самими собой и повышает шансы на успешную, доверительную беседу.