Различные конфликты в офисе пугают работников. Никому не хочется оказаться вместо работы на поле битвы. Можно ли избежать офисных противостояний или хотя бы не оказаться втянутым в них?
В коллективе возможны два вида конфликтов: связанные непосредственно с работой и межличностные.
Связанные с работой включают в себя:
- Недовольство существующим положением (должностью) или заработной платой.
- Отсутствие карьерных перспектив.
- Делегирование руководством (или коллегой) дополнительных обязанностей, не входящих в компетенцию. Проще говоря, перекладывание своих обязанностей на другого сотрудника.
- Невозможность (чаще нежелание) руководства принимать решение о расширении штата, что приводит к физической и моральной перегрузке других сотрудников.
Межличностные:
- Личная неприязнь.
- «Старички» против новых сотрудников.
- Соревнование равнозначных коллег на определенную должность.
- Некомпетентность одного из сотрудников (особенно если он выше положением, чем более грамотные сотрудники).
«Обычно конфликт не остается незамеченным в коллективе. Он также может развиваться в двух направлениях: „присоединение“ и „обособленность“. В первом случае одна сторона конфликта начинает перетаскивать на свою сторону других участников коллектива в качестве поддержки. Тогда уже начинаются групповые конфликты. Они могут быть как группа против одного, так и группа против группы. Например, бухгалтерия „воюет“ с финансовым отделом. Конфликт изначально мог возникнуть между руководителями, а так как сотрудники отдела поддержали своего руководителя, в итоге личный конфликт перерос в групповой: отдел на отдел», — поясняет психолог.
Второй вариант, «обособленность», примечателен тем, что все знают о существовании конфликта, но держат нейтралитет, не вовлекаясь и не занимая ничью позицию. Допустим, сотрудник не соглашается с коллегой по рабочему вопросу, возникает конфликт, и все становятся его свидетелями. Кто-то из сотрудников может заступиться, кто-то — поддержать или осудить: и каждый вовлекаемый сотрудник становится автоматически оппозицией для другой стороны. Не вмешиваясь и не вникая в причину спора, люди остаются в стороне от конфликта и поддерживают нейтральные рабочие отношения с обеими сторонами, подчеркивает специалист.
Где шансы лучше?
С точки зрения развития конфликта второй вариант наиболее выигрышный. Привлечение других сотрудников напоминает детские обиды и войнушку, где человек берет не здравым смыслом и аргументами, а количеством союзников, отмечает Милена Рижская. В конечном итоге в таком конфликте потом сложно разобраться, а чем дальше он заходит, тем напряжённее отношения в коллективе и тем менее продуктивной становится работа.
«Рабочий коллектив — это механизм, элементы которого работают четко, сплоченно и в унисон. Как только один из элементов выходит из строя или опаздывает, конечный результат получается не таким точным и продуктивным, как задумывался изначально», — рассказывает психолог.
Как избежать споров?
Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, универсального способа не вовлекаться и не быть вовлеченным в конфликт нет, однако несколько советов помогут минимизировать сложные ситуации:
- С коллегами соблюдайте субординацию и поддерживайте деловые отношения. Старайтесь меньше вовлекаться в дружеские отношения, которые нередко приводят к личным обидам и ссорам в коллективе, что напрямую отражается на процессе и результате труда.
- Не копите обиды и претензии. Если что-то не нравится, необходимо сразу это обсудить, не ожидая, что проблема решится сама. Во избежание скрытого конфликта всё нужно решать сразу. Замалчивание приведёт к неприятным последствиям.
- Если вы оказались между двух огней, не занимайте чью-то сторону, держите нейтралитет. Со временем ситуация разрешится, а вот как она отразится на ваших отношениях с противостоящей стороной в процессе работы, неизвестно.
- Не пытайтесь сами решить чужую проблему. Даже имея благие намерения, вы можете оказаться виноватым и крайним в этой ситуации. Взрослые люди сами должны решать собственные проблемы.
- Не повышайте голос, не переходите на личности. Это явные конфликтогены, которые в большинстве случаев спровоцируют негативную реакцию. Если вы чувствуете, что ситуация накаляется и вы не в состоянии держать себя в руках, сделайте перерыв, прервите разговор, чтобы вернуться к нему в спокойном состоянии.
- Будьте более лояльны. Все люди разные, со своими режимами, темпами и характерами. Если вы ответственный, энергичный и деятельный, это не значит, что все вокруг должны быть такими же. Кого-то этому не научили. Сделайте на это скидку, и, возможно, ваше отношение к коллеге немного изменится.