Телефонные мошенники взялись за школьников. В Подмосковье девочка, которой сообщили, что мама якобы попала в ДТП, отдала злоумышленникам все семейные сбережения. В Саратовской области девочка пыталась «спасти» свою бабушку и передала мошенникам 300 тысяч рублей.
Как научить ребенка не попадаться на удочку злоумышленников? Разбирался aif.ru.
Расскажите о схемах мошенничества
«Нужно приучить ребенка, что отвечать на звонки с незнакомых номеров нельзя. Для этого также можно установить определитель номера, который будет подписывать номера мошенников как „нежелательный звонок“», — поясняет эксперт.
Ребенка важно предупредить и о том, что незнакомцам по телефону никогда нельзя предоставлять личную информацию, например имя, адрес, номер школы, даже если звонят и представляются официальной организацией, говорит психолог.
Создайте «круг доверия» из взрослых
По словам эксперта, родителям нужно заранее составить список взрослых, к которым ребенок может обратиться за помощью в случае, если поступают тревожные звонки. Правило железное: о любых «проблемах» нужно сразу рассказать кому-то из старших, поясняет эксперт.
«Такие контакты должны быть у ребенка в телефоне в быстром доступе. И если звонят и сообщают, что что-то случилось с бабушкой, значит, надо позвонить другому взрослому из близкого круга и попросить помощи у него», — говорит психолог.
Проиграйте сценарии
«„Кому ты позвонишь, если что-то произойдет с близкими?“, „Будешь ли переводить деньги незнакомым?“, „Если кто-то из друзей попросит о помощи в сообщении, будешь ли ты перезванивать?“ — такие вопросы помогут ребенку подготовиться и разработать ориентировочный план действий и вопросов в случае мошенничества — позвонить маме или папе по телефону, обратиться за помощью к тем взрослым доверительным лицам, которые рядом», — объясняет эксперт.
Развивайте критическое мышление
По словам педагога, для защиты детей от мошенников важно развивать критическое мышление — компетенцию, которая заставляет ставить под сомнение новую для нас информацию.
«„Не будет ли друг сначала звонить с просьбой о помощи? Почему номер банка 900, а сейчас звонят с мобильного?“ — именно такие вопросы помогают нам не вестись на провокации мошенников, и это именно то, что нужно донести до ребенка», — поясняет эксперт.
Для того чтобы ребенок мог анализировать ситуацию и оценивать риски, можно использовать следующие способы:
— Научите ребенка задавать вопросы, прежде чем принимать решение. Это даст ему время на анализ ситуации, принятие решения и немного времени на «подумать».
— Научите аргументировать свою позицию так, чтобы слова ребенка были чем-то обоснованы. «Я соберу рюкзак утром, потому что сейчас устал и точно забуду что-то».
— Чаще спрашивайте ребенка о причинах его действий. «Почему ты решил пойти на плавание?»
— Пробуйте вместе с ребенком ставить факты под сомнение. «Почему твой одноклассник говорит, что видел акулу? Он был на море?»
«Такие действия помогут ребенку задумываться и анализировать, сомневаться и уточнять. Критическое мышление не поможет сразу же решить вопрос о страхе мошенников, но поможет предпринимать меры, если это того требует», — говорит Васина.