«Группы смерти» как лакмус. Как родители сами толкают детей в Сеть

© / Kopytin Georgy / Shutterstock.com

Популярно мнение, что многие проблемы с подростками у родителей из-за интернета. Однако эксперты уверяют: мы теряем своих детей вовсе не потому, что их засасывают социальные сети. Почему подростков нельзя лишать интернета и как оградить ребёнка от опасностей в Сети? Рассуждает Кирилл Хломов, старший научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук:

   
   

Юлия Борта, АиФ.ru: Кирилл, не преувеличиваем ли мы негативную роль интернета и соцсетей для подростков?

Кирилл Хломов: Во многом — да. В современной жизни интернет и общение в соцсетях — необходимое условие для социализации детей и подростков. Это такая реальность, в которой дети живут, общаются и развиваются. Изоляция детей от интернета будет тормозить их развитие. Исследования отечественных психологов показали, что дети из хороших школ (из верхней части рейтинга), которые успешно учатся, больше времени проводят в Сети и больше общаются с использованием соответствующих технологий. Причины просты. Интернет и соцсети — это сегодня основные каналы связи, распространения информации. Ведь и к взрослому человеку теперь — и в жизни, и в его работе — предъявляются требования уметь пользоваться мобильным интернетом, электронной почтой, поиском информации. Продвижение услуг, товаров и мероприятий в большинстве случаев переместилось в социальные сети. Поэтому знание языка социальных сетей и умение оперировать этим языком — это часть современного мира, который ребёнку необходимо осваивать. Так же, как когда-то люди учились пользоваться шариковыми ручками, потом пишущими машинками, автомобилями и компьютерами.

С другой стороны, социальные сети — это отражение всего, что есть в обществе, в том числе негативного. Раскованное сексуальное поведение, риск правонарушений — всё это присутствует в интернет-пространстве. Однако просто изоляция ребёнка от интернета вовсе не гарантирует, что он будет ограждён от всего плохого в обществе.

— Что же делать?

— Нужно стараться быть внимательнее к разным сферам жизни ребёнка, в том числе и в интернете. Нужно учитывать, что в подростковом возрасте есть стремление к отделению от родителей. Это выражается в том, что подростки склонны использовать для общения другие интернет-площадки — не те, что используют взрослые. Например, взрослые чаще используют Фейсбук, а дети ВКонтакте. Тем не менее, родители могут составить представление, чем живёт в Сети их ребёнок, и заметить перемены в его эмоциональном состоянии. Например, обратить внимание на его статусы, музыку, которую он выкладывает и слушает, кто у него в друзьях, какие он размещает на своей страничке картинки. При этом важно быть очень аккуратным, особенно если хочется высказаться по поводу увиденного на страничке ребёнка и друзей, с которыми он общается. Стараться меньше ограничивать и регулировать. Зачастую родитель считает, что основная его задача — это отрегулировать ребёнка. Правильнее всё же помогать подростку увидеть, где опасность, где он рискует, и постараться поддержать. Либо предложить подростку иной, более безопасный вариант удовлетворить свои потребности.

   
   

— Нередко причиной того, что подросток решается на последний шаг, становится чувство одиночества, ощущение, что его никто не понимает... При этом в соцсетях у такого подростка может быть куча друзей.

— Да, это, увы, примета современного мира: люди становятся более одинокими, даже внутри одной семьи. Тебе не нужно общаться с другим человеком, чтобы себя развлечь. Ты можешь это сделать с помощью гаджета. Поэтому одиночество становится более привычным, и сложнее распознать потребность в живом общении и близости с другими. Хотя она никуда не делась! Есть важное наблюдение психологов. Хотя подростки, в отличие от взрослых, не делают большой разницы между людьми, с которыми готовы общаться вживую или в интернете, всё же больше рады личному общению. Но вот эта дорожка к близости между родителями и подростками становится более трудной, чем раньше. При этом родители больше стараются обеспечить материально-учебную сторону жизни детей: подобрать хорошую школу, одеть не хуже других, приобрести всё необходимое для учёбы и занятий. А чтобы всё это обеспечить, надо много работать. А значит, у них остаётся меньше времени и физических и душевных сил на общение, поддержку ребёнка, возможностей вникнуть в его дела, понять настроение. Не говоря уже о том, что с детьми-подростками обеспечить такую эмоциональную близость трудно. Ведь задача их возраста — отдаляться от родителей, обретать самостоятельность. Взрослым это приходится преодолевать и быть терпеливым к подростковым переменам настроения, агрессии, отвержению, капризам.

— Но, несмотря на стремление к свободе и независимости, всё же дети остаются пока ещё детьми, и им хочется родительской ласки и внимания. Может быть, как никогда в другом возрасте...

— Это так. Ведь даже большую часть суицидов подростки задумывают как демонстративные. Они надеются, что в последний момент взрослые придут и вытащат их. И услышат что-то про их боль. Для этого они оставляют «следы», на которые могли бы обратить внимание взрослые. Это такой крик о помощи. К примеру, ребёнок пьёт таблетки за 15 минут до прихода родителей, оставляет записки на видных местах и т.д. То есть он хочет быть спасённым! Такой вот парадокс. Понятно, что какое-то количество из этих попыток плохо рассчитаны, и взрослые не успевают спасти детей. Это вот иллюстрация того, что подросток хочет быть услышанным и понятым. Но зачастую не умеет попросить о помощи. В частности, потому, что у него мало опыта. Не в каждой семье этому учат.

Добавьте ко всему этому, что подростковому возрасту характерно гротескное восприятие реальности. Большое количество подростковых самоубийств совершается по причине несчастной любви: «Это навсегда и больше никогда никто любить не будет». Из-за ссор с родителями: «Они меня не понимают, никто меня не понимает в целом мире», «Я один против всех, и зачем же мне тогда жить». Такое тотальное переживание способствует тому, что подросток, охваченный сильным чувством, может решиться прервать собственную жизнь. Среди других причин — травля в школе, страх неудачи и ожидание отвержения. Вот скоро выпускникам школ предстоит ЕГЭ. Этот период — всегда зона риска. Особенно если родители слишком много значения придают результатам экзаменов.

Что характерно: ребёнок начинает чувствовать душевную боль, и это переживание боли сужает его сознание, способность мыслить более объективно. Плюс к тому — отсутствие жизненного опыта приводит к тому, что собственные переживания видятся самыми сильными, такими, которые никто не испытывал. А помощь попросить не умеет или не хочет — потому что «стыдно», «уже не маленький и должен справиться сам»... А родителям такие «самостоятельные» установки мешают услышать крик о помощи.

— Неслучайно во время ЕГЭ сообщения о самоубийствах и попытках суицида среди детей возрастают.

— Нужно понять самим родителям и поговорить об этом с ребёнком: неудачно сданный ЕГЭ не разрушает жизнь человека, это не конец всему и вся. В конце концов, на высшее образование человек может себе заработать. Да, провал на ЕГЭ делает ситуацию сегодняшнего дня более неудобной и дискомфортной, у юношей возникает риск попасть в армию. Однако способность пережить неудачу, как ни странно, может привести, наоборот, к большему успеху в жизни. Без неудачи жить невозможно. Нет людей, которые никогда в жизни не падали, и люди учатся подниматься и снова взлетать.

Родителям важно помнить: излишнее давление взрослых и завышенные ожидания могут привести, скорее, к негативным последствиям, чем к позитивным.

— В каком возрасте дети больше склонны расстаться с жизнью?

— Вообще с 11 до 18 лет. Но пик — это начало 6-го класса, то есть с 12 лет.

— Психологи всё время говорят, что подростки романтизируют смерть, а потому не боятся сделать последний шаг.

— Я бы сказал, скорее, подростки недооценивают реалистичность и натуралистичность смерти в реальной действительности. Потому что у них нет опыта, они в жизни с ней почти не сталкиваются, редко видят покойников. Когда умирают дедушки и бабушки, то всеми связанными с похоронами вопросами занимаются родители. Зато дети смотрят фильмы, где героям часто удаётся избежать смерти. Играют в компьютерные игры, где у героев может быть несколько жизней. В тех же «группах смерти» активно эксплуатируют тему игры. Игровой компонент тоже уводит в сторону от реальности. Вообще в нашей культуре есть избегание такой темы. Внутри семьи об этом не говорят. Пугаются. Кроме того, со смертью обычно связано чувство страха. Отсюда возникает желание контролировать и управлять смертью. Чтобы почувствовать себя исключительным.

— К чему может привести всплеск интереса в прессе к «группам смерти» и смертельным играм?

— Думаю, широкое обсуждение темы в СМИ даст позитивный эффект, дети получат поддержку — психологов, родителей. И он уже есть. Родители, учителя и одноклассники стали обращать внимание на признаки рискованного поведения детей. И тем самым кого-то уберегли от гибели. Был случай, когда мама обратила внимание на рисунок синего кита у ребёнка на руке и обратилась к психологам. В другом случае дети сами заметили неладное в поведении одноклассника (что у него подавленное настроение, порезы на руках), сообщили про это школьным психологам, родителям.

Родителям важно не стыдиться, если что-то такое происходит с ребёнком. Не бояться обращаться за помощью. Вспомните, как недавно популярен был такой мем: «Мой ребёнок без шапки, но это потому, что я сам так решил — как хочу, так и воспитываю». И множество им подобных. Нужно понять для себя: если что-то не получается в воспитании ребёнка, то это не родитель плохой, не умеет ребёнка воспитывать, просто такая ситуация возникла, и с ней нужно как-то справляться. Родителям тоже надо уметь переживать неудачи в воспитании ребёнка и при этом вставать и идти дальше. Падать и вставать.