Городские сумасшедшие. Россию ждёт реформа интернатов для душевнобольных

«Не все обитатели психоневрологических интернатов находятся там обоснованно...» © / Shutterstock.com

Слышал, всех психов выпустят на свободу, а психбольницы закроют. Зачем?

   
   

В. Понтелеев, Курск

Кому больше нужна защита: им от нас или нам от них? На него должна ответить реформа психоневрологической системы, которая зреет в недрах Минздрава. В России 10 тыс. человек стоят на очереди в психинтернаты. 3 тыс. - в дома престарелых. А уже проживают в них 150 тыс. человек. Ещё 20 тыс. - в детских домах-интернатах. И жизнь эта для многих несладкая. 

Больные или узники?

О том, что во многих домах-интернатах для инвалидов с психическими и неврологическими заболеваниями процветает беззаконие, общественности становится известно, когда происходят ужасные ЧП и скрыть ситуацию уже становится невозможно. Иные сравнивают эти заведения с концлагерями. 

В Ульяновской области две сотрудницы интерната наказали за «хулиганство» 13-летнего ребёнка с умственной отсталостью, приложив раскалённый утюг к ягодицам. На днях возобновил работу черемховский интернат, закрытый ранее из-за гибели 4 детей. Те умерли от банальной дизентерии - болезни, которая легко поддаётся лечению. Сотрудники Следственного комитета установили: дети спали вповалку на кроватях, сдвинутых вместе, как на нарах, кругом царила антисанитария. На Ставрополье жители интерната использовались как рабы на директорском огороде. На этом фоне воровство еды и пенсионных денег обитателей выглядит чуть ли не нормой. Беззащитные пациенты пожаловаться никому не могут (некоторые неспособны говорить в силу диагноза), да и кто воспримет всерьёз жалобу из «психушки»? 

Минтруд задумал привести в порядок нормативно-правовые акты, на основании которых сегодня существуют психоневрологические интернаты (ПНИ), расширить социальное сопровождение, чтобы по возможности опекать часть таких больных на дому. Не всем же нужен присмотр медперсонала 24 часа в сутки. 

Закон и милосердие

Одновременно в разных регионах, в частности в Москве, стартовала реформа самой психиатрической службы - чтобы усилить амбулаторную помощь (профилактику, выявление и раннее лечение) и сократить число госпитализаций. Последних у нас, по словам экспертов, на порядок больше, чем на Западе. Но число граждан, совершающих преступления вследствие внезапного помешательства, почему-то не сокращается. 

   
   

Непосвящённому перспектива расселения психохроников по социальным квартирам претит - мол, среди нас будут гулять маньяки и педофилы. «В психоневрологических интернатах живут больные с врождённым слабоумием, умственной отсталостью, деменцией (слабоумием), болезнью Альцгеймера и незначительное число больных шизофренией, - поясняет Владимир Менделевич, профессор-психиатр Казанского госмедуниверситета. - А вот маньяки и преступники содержатся в психиатрических больницах спецтипа». 

«Не все обитатели психоневрологических интернатов находятся там обоснованно, - считает Елена Клочко, член совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ. - Есть люди, которые попали туда усилиями родственников - дабы завладеть их жилплощадью. Пишет такая семья заявление, что человек запойный алкоголик, потом лишают его дееспособности и выписывают из квартиры. 30% пациентов попадают в ПНИ из детских домов-интернатов. Наконец, часть - после принудительного лечения в психиатрических больницах. И все они живут скученно, в палатах на 10-15 человек». 

Как изменить эту антигуманную систему? Ввести запрет на выписку людей с их жилплощади, детям-сиротам в обязательном порядке предоставлять жильё и нормальное трудо­устройство. Понятно, что часть пациентов всё равно должна остаться в интернатах под круглосуточным наблюдением. И в этом случае условия жизни в них должны быть человеческие, а закон - строго соблюдаться. 

Смотрите также: