До итоговых контрольных и выпускных экзаменов остались считаные дни, а ребёнка не усадить за учебник? Не помогают ни уговоры, ни убеждения, ни даже шантаж и угрозы? Дело не пойдёт на лад, пока вы не определите причину отсутствия рвения к учёбе. Как заставить школьника взяться за ум?
Мы, взрослые, знаем, что учёба – один из ключевых элементов успешной жизни. Поэтому бóльшая часть наших разговоров с детьми строится вокруг этой темы. Но современные «недоросли» мало чем отличаются от своих предшественников. Кто виноват – их лень или наша излишняя требовательность? А может, отсутствие взаимопонимания?
Конструктивное общение
Все дети разные, и к каждому нужен свой подход. Психологический метод PCM (процесс модели коммуникации) поможет наладить конструктивное общение с любым, даже с самым сложным собеседником. Овладев этим инструментом, можно начать лучше понимать себя и своих близких, уменьшить количество конфликтов, снять стрессы.
Модель была разработана в конце 1970-х гг. доктором психологии Тайби Кэлером (США), который доказал, что в ходе общения необходимо определить признаки конструктивного и неконструктивного поведения и правильно реагировать на них. PCM выделяет несколько типов личности, их сильные и слабые стороны, а также психологические потребности, которые важно удовлетворять. Если этого не делать, с высокой вероятностью ребёнок начнёт удовлетворять их негативными способами.
Мечтатели и бунтари
Сначала надо определить, к какому типу личности относится ваш ребёнок. Типов всего шесть.
Тип 1. Душевный. Воспринимает мир через чувства, сентиментален, чувствителен.
Тип 2. Бунтарь. Познаёт окружающее через игру, любит свободу и веселье.
Тип 3. Логик. Доверяет лишь фактам, ответственен, пунктуален, дисциплинирован.
Тип 4. Деятель. Получает опыт через действия, обаятелен, быстр, любит соревноваться и побеждать.
Тип 5. Мечтатель. Его сильная сторона – воображение, склонен к интроверсии, рефлексии.
Тип 6. Упорный. Воспринимает мир через ценности и убеждения, придерживается принципов, спорит.
В каждом из нас есть все 6 типов личности, но лишь один базовый и наиболее значимый. Для каждого типа учебный процесс должен быть организован по-своему.
Очень среднее образование
Если потребности ребёнка в школе не удовлетворяются, то и желания учиться не будет.
Для ребёнка с типом личности «душевный» важно иметь понимающего педагога, с которым у него сложатся тёплые отношения, и хороших друзей в школе. Создайте ему и максимально благоприятный психологический микроклимат дома. И тогда ребёнок начнёт хорошо учиться.
Для «бунтаря» подходит школа, где учителя позволят ему самовыражаться или, по крайней мере, будут с пониманием относиться к его нестандартному поведению. Авторитарные педагоги, строгие требования к внешнему виду способны напрочь отбить интерес к учёбе.
Ребёнок-«логик» хорошо себя чувствует в школе с чёткими правилами, со структурированной программой, с возможностью глубоко погрузиться в предмет. Такому подойдёт школа, где уже начиная со второй ступени обучения есть профильные классы, ведь он с ранних лет знает, чем именно ему хочется заниматься.
Для «деятеля» характерны повышенная активность, стремление соревноваться с другими и менять деятельность. Если школа может удовлетворить эти его потребности, ему будет комфортно.
Ребёнок с типом личности «мечтатель» – антипод «деятеля». Ему желательно никуда не спешить, и вообще будет лучше, если его оставят в покое. Для него принципиально находить моменты уединения и не быть вовлечённым в шумные активности.
«Упорные» любят правила, им нравится участвовать в социальных проектах, быть в окружении единомышленников. В таких условиях они с готовностью будут учиться.
Если школа ребёнку не нравится, но поменять её нет возможности, постарайтесь хотя бы компенсировать скучные уроки в общеобразовательном учебном заведении занятиями в онлайн-формате. Только не забудьте «бунтаря» периодически выпускать к друзьям во двор – ему обязательно нужно «подзарядить батарейки» в живом общении.
Удовлетворять психологические потребности школьника можно также за счёт кружков и спорта. Для каждого типа личности подойдут разные занятия. Обеспечьте «мечтателю» уединение, «упорному» – варианты социально значимой деятельности (например, помощь пожилым соседям). Пусть «бунтарь» катается на скейтборде и читает рэп, а «логик» собирает модели дронов. Приглашайте в гости друзей «душевного», устраивайте им походы в театр или в кафе.
«На себя оборотиться»
Но причина демотивации порой кроется не только в школе, этот процесс может начаться и дома. Ответьте себе честно: какие у вас отношения с ребёнком, доверяет ли он вам, считает ли авторитетом, стремится ли к общению с вами или преимущественно сидит, запершись у себя в комнате и повесив на дверь табличку «Не беспокоить»?
Нередко родителям в силу жизненных обстоятельств, обилия работы некогда глубоко вникать в проблемы, а хочется скорее «починить» ребёнка, сделать так, чтобы он стал «нормальным».
Посмотрите, из какой позиции вы общаетесь со школьником. Если он для вас всегда «плохой», потому что «не учится», «целый день в компьютере», «только и знает, что гулять» и т. д., это, безусловно, негативно скажется на его учёбе. Ведь он просто не видит смысла стараться, так как уже привык к негативному отношению.
Что сделать? Прежде всего самому обратиться к психологу за поддержкой. Любой профессионал скажет, что работу с ребёнком нужно начинать с родителя. Услышать другого можно, только если вы сами в порядке и ваши собственные психологические потребности тоже удовлетворяются. Тогда с крика можно перейти на разговор, а потом и на беседу по душам.
Только внутренне наполненный и понимающий родитель сможет бережно, с учётом индивидуальных особенностей, типа личности и психологических потребностей ребёнка развить нужные черты характера, направить и поддержать школьника на пути взросления, помочь ему найти интерес в учёбе, мотивировать и научить выстраивать мысленную траекторию в будущее.