Почему дети могут часами смотреть совершенно бессмысленные видео типа распаковки подарков, того, как другие играют в компьютерные игры, кривляния блогеров в «ТикТок»? Отчего в данном случае не работают запреты? И как эту ситуацию обернуть на пользу ребёнку?
Потребности подростка
Юлия Борта, aif.ru: Наталья Николаевна, почему дети могут часами смотреть в интернете совершенно пустые видео типа распаковки подарков, кривляния блогеров и так далее?
Наталья Авдеева: Как правило, засматриваются подолгу подобными видео дети младшего подросткового возраста. Им интересно наблюдать за другими. И это связано с задачей возрастного развития. В это время у них формируется представление о себе. А как происходит? Только в сравнении с другими. Дети учатся понимать других, считывают эмоции, когда блогер на экране что-то делает и показывает, как это он делает. Подростки сравнивают способы, которыми он это делает, с тем, что они умеют. Происходит познание других и себя. И гаджеты — это просто новое средство для такого познания и развития, а так они наблюдали бы друг за другом в реальной жизни. Раньше дети ходили друг к другу в гости, собирались большими компаниями. Сейчас этого почти нет. А сам факт и потребность наблюдения друг за другом никуда не делись. Как они отражаются другими людьми? Что они про них узнают и понимают? Как это с их опытом связано? Это все очень важные вопросы подросткового возраста, на которые раньше просто по-другому искали ответы. А сейчас с помощью вот такого рода средств.
— Я могу понять, когда ребёнка нельзя оторвать от компьютерных игр. Но почему дети так увлечённо смотрят видео, как другие играют в компьютерные игры?
— Это на самом деле безумно популярно. Потребности, которые таким образом реализуются, те же самые. Дети эмоционально присоединяются к блогеру, ведущему прямой эфир игры.
— Как раньше болельщики на спортивных мероприятиях?
— Да. Это тоже своего рода пассивная спортивная игра. Детям это важно для тренировки эмоционального контакта и взаимопонимания. Реального контакта нет, но они считывают эмоции. Это дает им опыт эмоционального сопереживания и содействия, как если бы они смотрели какой-то спектакль. Но в спектакле есть еще смысловая основа, духовно-нравственная, а в подобных видео ничего этого нет.
К примеру, а зачем подростки ходят толпами на концерты? Возможно, не так уж им нравится этот исполнитель, а песни можно послушать и дома. Но вот именно эмоциональное присоединение, атмосфера для них важны.
Хочу здесь обратить внимание родителей. Если ребёнок так «залипает» при просмотре таких видео, возможно, ему не хватает эмоционального контакта дома в семье. Либо живого общения со сверстниками в реальной жизни. Поэтому можно походить вместе на какие-то мероприятия — спортивные, культурные (театр, кино), чтобы этот эмоциональный контакт восполнить. И дома вместе что-то читать, рассказывать, например, за ужином, какие-то случаи из жизни, связанные с переживанием эмоций, что вас поразило.
Запрещать нельзя
— Но наверняка у современных средств общения, познания, эмоциональный тренировки есть и риски.
— Конечно. Прежде всего, наблюдение за плохими образцами может сформировать неправильную модель собственного поведения. Неслучайно же запрещено показывать, как распивают спиртные напитки, курят, нападают на кого-то, проявляют агрессию.
— Есть мнение, что дети, которые постоянно смотрят видео в гаджетах, не могут потом запомнить таблицу умножения или стихи.
— Думаю, это следствие усталости и истощения. Происходит перегрузка центральной нервной системы, и мозг просто отказывается работать, потому что ему надо отдохнуть.
— Как родители могут повлиять на такое поведение подростков?
— Во-первых, родителям не стоит говорить: «Выключи немедленно, что ты какую-то глупость смотришь!» Они должны посмотреть, что именно там смотрит ребёнок и задать вопрос: «А что тебе понравилось? Почему ты это смотришь?» И в зависимости от реакции ребёнка — отмечает он плохие моменты или хорошие — взрослые либо поддерживают, либо негативно оценивают, к примеру, рассказывают, к чему это может привести. То есть самое главное — нельзя запрещать и устраняться. Скажем, если речь о рекламе чего-то, задавайте ребёнку вопросы: Как ты думаешь, зачем они это показывают? А вот этот блогер, за жизнью которого ты наблюдаешь, что хочет этим сказать? Тебе нравится, что он делает? Ты думаешь, он задумывается о том, кому это показывает? А что он думает? И так далее. Для подростка это важные вопросы. Когда начинается пубертат, ребенок пытается понять, что с ним происходит. Он еще не знает, как к этому относиться, начинает к себе прислушиваться. И ему интересна жизнь таких же, как он — а что они думают, чувствуют, есть ли что-то отличное от его собственного опыта?
— Бывают видео с кривляниями, розыгрышами, шутками, которые, с точки зрения взрослого, неприятно смотреть. А детям нравится.
— Зависит от того, насколько талантлив исполнитель. Мы же смотрим на комиков и клоунов, когда это талантливо. Опять же, ребёнка можно спросить — «Тебе это нравится, это симпатично? Он что, клоуна сейчас изображает? А знаешь, какие есть знаменитые клоны? Чарли Чаплин, например». И сделать из этого какой-то развивающий момент, привить ребенку некий культурный стандарт. Ведь юмор всегда присутствовал в нашей культуре. В комиксах это очень распространено. Есть великие цирковые клоуны. Здесь можно и в российскую историю окунуться, раз уж возник такой повод. В старину на ярмарках смотрели на представления скоморохов. Ярмарочный Петрушка существует испокон века. Кого-то он колотил, кого-то высмеивал, над кем-то подшучивал довольно зло.
Поэтому не надо это отвергать и закрывать для ребенка данный канал коммуникации. Только родители должны тоже проявлять себе творчески. А не действовать стереотипно запретами: «Не смей!», «Глупости», «Прекрати», «Отберу»...
Вот общая рекомендация. Ко всему, что делает ребенок, взрослый должен присматриваться, прислушиваться и делать из этого какую-то развивающую ситуацию. Чтобы ребенок не зависал над однообразными видео, а получал импульс к развитию, размышлению, оценке, пониманию себя, выходу на признанные культурные образцы.
Блогерская культура захватила и взрослых
— Так же, видимо, и с песнями многих современных безголосых певцов. Можно обратиться к настоящему искусству в музыке.
— Конечно. Можно перейти к настоящему голосу (кстати, разобраться, какие они бывают). А потом — к технике пения, после что-то спеть с ним вместе. И вот он уже на блогера смотреть не будет.
Сегодня блогерская культура все захватывает. Я вот тут совершила над собой страшное насилие — посмотрела итоговый концерт «Песня-2022». Там сплошной «ТикТок». Выходят голосистые люди и исполняют то, что раньше называлось «два притопа, три прихлопа». И все в одинаково монотонном стиле, с каким-то глупым малограмотным текстом, который все те же юношеские порывы отражает. Раньше они были как-то по-другому выражены. А сейчас, видимо, вообще оскудел и обеднел язык чувств. Я была разочарована. Но что делать. Видимо, мы в такое время живем.
— И потом, за этим исполнением не стоит какой-то культурный багаж, духовная основа. Получается, что кумиры потом уезжают за границу и начинают поносить страну и народ. Это же оттуда все идет?
— Безусловно. Потому что это все низкопробное и бессмысленное. И мотивация-то какая задействована? Обогатиться любыми способами, в любом месте. Какая разница — где.
— Наверняка взрослым еще надо и на себя посмотреть — а что они сами-то в этих гаджетах смотрят?
— Обязательно. Если взрослые сами смотрят подобные видео, потешаются и тоже показывают пальцем на что-то, что их развлекает, то такой же пример подают и детям. Пусть они там дают даже негативные оценки увиденному, как сейчас говорят, занимаются хейтерством — конечно, дети это подхватят. И предложи им после этого консерваторию или театр — они не пойдут. Потому что все идет из культуры семьи.