«Чебурашка» глазами психолога. Что помогает зрителям быть в ресурсе

Кадр из фильма

Фильм стал самым кассовым в российском прокате. И это неслучайно, уверены специалисты. Ведь пушистый ушастик не только развлекает зрителей, это кино оказалось еще и хорошим терапевтическим способом самопомощи. Какие же психологические вопросы и темы он всколыхнул и почему зритель так высоко оценил картину, aif.ru рассказал кандидат психологических наук, сомнолог, доцент, психоаналитик, клинический психолог высшей квалификационной категории Алексей Мелехин.     
   

Стоит помнить, что фильм — это художественный вымысел. «Чебурашка» в этом плане стал проективным окном, где каждый человек смог увидеть то, чего ему не хватает. Вообще, эту картину можно назвать хорошим способом самопомощи с психотерапевтической точки зрения. Ведь образ главного героя вызывает у каждого из нас эмоциональный отклик. Это некий ресурсный эмоционально заряженный образ, включается элемент детскости, непосредственности, игривости, что часто под влиянием окружающих факторов современной жизни утрачивается. Поэтому можно отметить, что у этой картины важное психотерапевтическое значение — она дает каждому из нас возможность встретиться с тем, чего нам не хватает, в том числе эмоций, которых мы не получаем совсем или в нужном количестве в современной жизни. 

Каждый человек найдет в этом фильме свое, ответы на вопросы, которые для того или иного актуальны в данный момент. Однако выявился ряд тем, на которые можно обратить особое внимание. 

Почему Гена отдал дочь после смерти матери и поступил так с Чебурашкой?

Такая ситуация называется принципом навязчивого повторения — это дисфункциональный паттерн поведения, который Гена начинает транслировать и отрабатывать. Почему это происходит? Потому что ему надо подтвердить ту или иную фантазию или снизить у себя уровень тревожности. Это травма, которую Гена не может проработать, и он ее повторяет, чтобы достичь или состояния понимания, или состояния расслабления. Конечно же, этот принцип приводит к негативным последствиям. 

Не связано ли долгое молчание внука с тем, что его мама и дедушка находятся в конфликте?

В детской психиатрии есть понятие травматического мутизма. Ребенок, являясь свидетелем криков, чрезмерного эмоционального общения, конфликтной обстановки, в какой-то момент действительно может перестать говорить. Потому что эмоциональный климат в семье, взаимодействие родителей и окружения ребенка — это те факторы, которые стимулируют его говорить, использовать речь и поддерживать ее. Да, такая проблема действительно существует. Ребенок может считывать конфликт даже с лица родственников, и на этом фоне у него могут развиваться мышечные зажимы. Также это может проявляться покашливанием и заиканием. 

Есть мнение, что единственный персонаж, который приходит к верным выводам в конце — это Шапокляк, остальные же остаются жить в свои травмах и повторяют те же ошибки

Руководствуясь клинической психологией и психоанализом, важно понимать, что нет такого понятия, как верные выводы. Ведь каждый персонаж разворачивается с психологической точки зрения по-своему — кто-то более гибок и устойчив, кто-то менее, кто-то является заложником психологических паттернов, кто-то осознает их или нет, кто-то готов встретиться со своими демонами, кто-то живет в режиме ложного я, а кто-то готов пощупать, какой он — реальный я. 

И именно это делает фильм «Чебурашка» психотерапевтическим, так как он показывает существующую проблему. Он действительно поднимает ключевой вопрос: что делает человека человечным, что такое психологическое благополучие, психический ландшафт. 

   
   

Рекомендую каждому, кто будет смотреть этот фильм, задать себе вопросы: что он вызвал у меня, какие эмоции, с какими героями я идентифицировался, кто вызвал у меня неприязнь. Ведь все это позволит оценить себя — какие черты вы в себе не воспринимаете, какие боитесь, кем вы хотите быть. 

В «Чебурашке» можно выделить три основные причины, по которым он отличается отличным психотерапевтическим воздействием. Первая — мы живем в гонке достижений, когда все фильмы, что транслируются, настраивают нас быть лучше, хитрее, сильнее, быстрее, решать какие-то проблемы, постоянно что-то делать. Эта же кинолента выполняет другую функцию — не создание ложной идентичности, а направленность на встречу с собственным я. 

Вторая — на фоне малого количества фильмов, транслирующих семейные ценности, мы разучились ценить детей, возможность радоваться малому, не смотрим на роль другого человека и его значимость. «Чебурашка» актуализирует все эти ценности. 

Третья — людям нужен какой-то ресурсный образ, за который они могли бы зацепиться и который вызвал бы у них чувство непосредственности, легкости, заряд впечатлений. Чтобы они понимали, что есть не только проблемы и вызовы, но и то, чему можно радоваться. И радоваться нужно малому.