Болезни «помолодели». Почему улучшение качества жизни ухудшает здоровье?

panitanphoto / Shutterstock.com

Сегодня медицинская статистика говорит, что патологии, которые раньше наблюдались преимущественно у пожилых людей, все чаще обнаруживают у молодых пациентов.

Помимо генетики, экологии, питания, доступности энергетиков, алкоголя, табака и психотропных веществ, на самочувствие молодых людей влияет нарушение коммуникации и уход в себя. Именно об этой стороне жизни aif.ru поговорил с семейным психологом Татьяной Сандецкой.    
   

Здоровое тело — это один из важнейших факторов, который способствует нормальному физическому и психическому здоровью. Однако человек сам по себе очень ленив и быстро привыкает к хорошему, не замечая подводные камни. К сожалению, высокий технический прогресс и компьютеризация имеют не только позитивные последствия, но и негативные. Несмотря на то, что массовое распространение гаджетов началось в начале 2000-х годов, многие люди смогли ярко почувствовать их негативное влияние только во время пандемии COVID-19. В этот период сама жизнь провела концентрированный эксперимент и в короткие сроки показала то, что люди отказывались замечать на протяжении последних 20 лет.

Что повлияло на здоровье молодых?

Данные опроса Национального медицинского исследовательского центра (НМИЦ) здоровья детей Минздрава России помогли увидеть, к чему приводит длительное пребывание в телефоне. В обычное время эффект пролонгирован и сильно не бросается в глаза, но впоследствии проявляется в виде различных ранних симптомов и диагнозов, которые возвращаются даже после медицинской помощи.

Благодаря глобальной компьютеризации тело стало статичным, увеличилась нагрузка на глаза, фокус зрачка сконцентрирован в маленьком диапазоне. Благодаря такому образу жизни постепенно атрофируются мышцы глаз и всего тела, увеличивается давление на скелет. Из-за доступности и невозможности контролировать разнообразный контент увеличилось психоэмоциональное воздействие как на взрослых, так и детей. Это привело к снижению прямого общения со сверстниками и родителями. Все эти факторы способствуют снижению физической деятельности, повышению тревожности, появлению навязчивых мыслей, нарушению сна, ухудшению работы мозга и еще большему уходу в виртуальный мир.

Как мы жили до появления смартфонов?

Если сравнить поведение детей в школе до и после появления телефонов, то можно заметить большую разницу. Раньше на переменах дети общались друг с другом, бегали по коридору, выходили на свежий воздух, играли, дрались, соревновались. Сейчас вся активность переведена в статичное залипание в экран телефона. Физическая нагрузка отсутствует, прогулки на свежем воздухе и прямое общение ограничены, но присутствует легкодоступность к различным информационным ресурсам. Это усугубляется тем, что детям никто не объясняет, как реагировать и что делать со всей полученной информацией. Ребенок остается один на один со своим напряжением, переживаниями и чувствами.

Такой образ взаимодействия поддерживают сами взрослые: муж с женой или родители с детьми все больше общаются посредством СМС, голосовых сообщений или Face Time. Люди включены в решение технических вопросов: что есть, где учиться, как заработать деньги, нежели в эмоциональные трудности детей. К сожалению, многие родители не задумываются о том, что первые полгода новорожденного — период закладки 50% всех нейронных связей. В это время важно наблюдать, взаимодействовать и разговаривать с ребенком, быть эмоционально включенным в него, а не строить из себя Юлия Цезаря и одной рукой кормить младенца, а глазами, головой и чувствами быть в телефоне. Взрослым важно «насмотреть» и напитать своего ребенка любящими, принимающими глазами. Благодаря компьютеризации люди превратились в функциональных, бездушных, бесконтактных «людей», задача которых эгоистично существовать.

   
   

Почему важно движение?

Все травмирующие ситуации и непрожитые эмоции в первую очередь записываются в теле в виде блоков и зажатости мышц, а затем проявляются после стрессовых ситуаций в виде различных заболеваний. Благодаря природной особенности движения глаз и возможности смотреть вдаль, затем переводить взгляд вблизи, происходит определенная переработка информации на психическом уровне. Прогулка или, например, игра в бадминтон, где взгляд постоянно переключается с близкого объекта вдаль, помогают естественным образом перерабатывать внутреннее напряжение и последствия стресса.

Важно не перепутать физическую деятельность и общение с попыткой некоторых родителей загрузить ребенка различными активностями и обучением в кружках. Это помогает вырастить умного, хорошо рассуждающего ребенка, но абсолютно не умеющего общаться и взаимодействовать с другими детьми. Такие дети, скорее всего, будут иметь большие ожидания как от самих себя, так и от других людей, чем будут легкими и открытыми.

Что родители заложили, то и получили

Телефон и другие гаджеты помогают родителям краткосрочно переключить свое напряжение и отвлечь ребенка от удовлетворения его желаний, необходимого внимания и заботы взрослых. В долгосрочной перспективе это выливается в то, что ребенок теряет мотивацию, не развивается физически и эмоционально, но при этом у него появляются высокая тревога, психосоматические проявления и внутреннее ощущение «мне все должны, но я никому ничего не должен». Чтобы это изменить, недостаточно отобрать телефон. Важно, чтобы сами родители поддерживали культуру общения, совместного времяпрепровождения на свежем воздухе, взаимного слушания и понимания друг друга. В наше время пришла пора каждому найти свою золотую середину, чтобы, с одной стороны, не скатиться в староверов, а с другой — не превратиться в функциональных роботоподобных людей.