Об этом мы говорим с доцентом кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидатом экономических наук Александром Синельниковым.
Экономика или психология?
Марина Матвеева, «АиФ.Здоровье»: Александр Борисович, есть такое ощущение, что модель семьи меняется у нас прямо на глазах.
– Семья разрушается. Об этом можно судить по среднему числу детей в семье, недостаточному даже для простого замещения поколений, и по большому количеству семей без отца.
– А почему это происходит? Потому, что теперь можно выжить и вырастить детей без поддержки супруга, по крайней мере в городе?
– Экономика для семьи, конечно, важна. Но в каждом конкретном случае люди поступают антиэкономически. Когда супруги разводятся, им всё требуется в двойном размере: жилье, обстановка… Денег на это у них нет, но они всё же разъезжаются. Получается, психология важнее экономики.
Законы писаные и неписаные
– Что же тогда заставляет семью меняться?
– Есть формальные социальные нормы – это писаные законы. А неформальные нормы – это неписаные законы, по которым живёт общество: мораль, мода, обычаи, традиции… Нет такого закона, чтобы все вступали в брак и имели детей. Но до недавних времен считалось, что люди, которые долго не вступают в брак, а также бездетные супружеские пары живут неправильно.
В западных странах эти нормы стали разрушаться. Там, чтобы считаться нормальным членом общества, уже не обязательно вступать в брак и иметь детей.
Норма, требующая, чтобы все вступали в брак, выполнима для подавляющего большинства. Но норма, требующая, чтобы люди вступали в брак только по обоюдной страстной любви и чтобы это чувство у них сохранялось всю жизнь, а если у одного из них оно иссякло, то это даёт ему право на развод, – такая норма в отношении брака невыполнима для подавляющего большинства. Её создали литература, театр, позже – кино и телевидение. Она вредна как для людей, так и для общества, которое веками жило без неё, а с ней не выживет.
По данным моего социологического опроса, на вопрос, если муж разлюбил жену, даёт ли это ему право разводиться с ней, при том, что других причин для развода нет и в семье есть дети, 40% мужчин отвечают «да». И 51% женщин считают, что если жена разлюбила мужа, это достаточная причина для развода по её инициативе.
А если любви никогда не было? По мнению 47% мужчин, если муж не любил жену до брака и не смог полюбить потом, это даёт ему право на развод. 65% женщин убеждены, что если жена никогда не любила мужа, то это вполне уважительная причина для развода по её требованию. При этом во всех таких случаях речь идёт о семьях с детьми!
– Это характерно только для российской семьи?
– И для российской, и для европейской, и для американской.
Типичная модель
– Какая сейчас наиболее типичная модель российской семьи?
– Пока это всё-таки муж, жена и один или двое детей. Каждая четвёртая такая семья живёт вместе со старшим поколением. Много неполных семей: 29% детей в возрасте до 18 лет живут в семьях с одним из родителей. В 9 из 10 таких случаев – с матерью.
– Есть какое-то отличие российской семьи от западной?
– Западные семьи живут отдельно от старшего поколения. Там очень много добровольно бездетных пар. По данным переписи 2010 г., у нас среди женщин 40–44 лет (включая незамужних) только 8% никогда не имели детей. В Германии же – около 30% женщин того же возраста бездетны. В 2006 году, по данным Европейского социального исследования (в котором приняла участие и Россия), 82% жителей 13 стран Западной Европы положительно или нейтрально относятся к людям, которые решили никогда не иметь детей, и только 18% их осуждают. В России, по тем же данным, 82% опрошенных осуждали людей, решивших никогда не иметь детей, 15% относились к ним нейтрально и лишь 3% – положительно. Но если сейчас повторить такой опрос, степень терпимости к добровольной бездетности, возможно, у нас будет выше, чем в 2006 г. А чем выше степень этой терпимости, тем больше и самих добровольно бездетных.
Где детям жить хорошо
– В семье какой модели сегодняшний человек себя чувствует наиболее комфортно? Например, я знаю, что продолжительность жизни женатого мужчины больше, чем холостого.
– Отсутствие брачного партнёра плохо влияет на здоровье мужчин старше 30 лет и женщин старше 45 лет.
– А жизнь с детьми или без детей?
– Если говорить о мужчинах, немолодые мужчины более комфортно себя чувствуют, когда они живут с жёнами и без детей, но тут речь идёт, как правило, о супругах, чьи взрослые дети живут отдельно. На женщин это правило не распространяется. Мужу лучше, чтобы жена заботилась только о нём, а жена хочет общаться и с детьми, и с внуками.
– А состояние комфортности в семье, где только один родитель?
– В 2006 году НИИ семьи и воспитания РАО, тогда ещё существовавший, провёл опрос 1300 человек в 13 российских регионах. Отвечая на вопрос «С какими проблемами вы сталкиваетесь при воспитании детей?», даже в полных семьях 49% родителей сетовали на невозможность контролировать поведение своих чад. Но в неполных семьях на это жаловались 86% матерей. Отцу и матери вместе легче держать детей под контролем. Когда в неполных семьях матери становятся единственными кормильцами, многие из них начинают работать по вечерам, по выходным, за детьми присматривать некому.
В неполных семьях гораздо чаще, чем в полных, матери признавались, что их дети плохо учатся, что их вызывают в школу из-за плохого поведения детей… Родители из полных семей жаловались на плохую компанию у ребёнка в 5% случаев, в неполных – в 15%. В неполных семьях матери чаще признавали, что их дети пьют, курят, употребляют наркотики.
Роль государства
– Будет какая-то регуляция со стороны государства, которая позволит сохранить семью в традиционном её виде?
– Она уже есть. Закон о материнском капитале помог семьям, особенно в сельской местности, где на эти деньги действительно можно улучшить жилищные условия. Подъём рождаемости в сельской местности проявился больше, чем в городах.
Но почему этот капитал называется материнским, а право распоряжаться им имеет одна мать? Это снижает авторитет мужей и отцов в семьях. Официальное название капитала – материнский (семейный), но о том, что в скобках, все забыли. Он и по назначению – семейный, так как используется для нужд всей семьи. Я предлагаю вытащить слово «семейный» из скобок, пусть в скобках будет «материнский». А перечисление средств со счёта, на котором хранится этот капитал, производить по совместному заявлению матери и отца, если отец не лишён родительских прав. Иначе получается, что государство поддерживает не всю семью, а только мать с детьми. Но государство не стремится сделать неполную семью нормой. Три четверти неполных семей – однодетные. А наше государство держит курс на то, чтобы нормой стала семья с тремя детьми. Однако данные социологических опросов начиная с 1960‑х годов показывают, что одного ребёнка большинство семей желают иметь при любых условиях, второго – при благоприятных, а третьего не желают иметь ни при каких условиях.
– Телевидение сейчас показывает много фильмов о беременных, о том, как одинокая мать находит счастье с новым мужчиной… Это явно заказ государства.
– Хорошо, когда одинокие матери верят в это и стремятся найти своим детям новых отцов. Но фильмы смотрят и замужние, что может подтолкнуть их к разводу с супругами, «виновными» лишь в том, что их разлюбили или никогда не любили. Их дети потеряют родных отцов. А у женщин на самом деле не так много шансов создать новую счастливую семью, как это показывают в кино. По опубликованным данным исследования Росстата за 2012 г., я рассчитал, что среди женщин до 45 лет, имеющих опыт прекращения брака, только 40% на момент опроса вновь состояли в браке, считая браком и незарегистрированные союзы. А риск развода в повторном браке не ниже, чем в первом.
– И всё-таки о семье будущего. Если её не будет, как будут жить люди?
– Если не будет семьи, люди вымрут. Можно предположить фантастический сценарий выращивания людей в инкубаторах. Но разве вам не было бы страшно жить в обществе, где ни у кого нет семьи?