Татьяна Рессина: Кто отдыхать не хочет?

Ай да швейцарцы, ай да молодцы! Всему миру нос утерли. 67% населения решили, что 4-х недель им вполне достаточно, и отказались от дополнительного отдыха. Вот сколько людей в Швейцарии ВВП делают и свое благосостояние приумножают.

   
   

Весь мир буквально обалдел от швейцарского выверта и теперь без устали ищет свой ответ на этот вопрос – а как правильно было бы в этой ситуации поступить? Согласиться на лишние 2 недели отпуска или отказаться? Вся хитрость ответа заключается в том, кому вопрос задать.

Как водится в наших классических анекдотах, соберем вокруг этого вопроса среднестатистических представителей разных национальностей. Начнем по шаблону с американцев. Узаконенный отпуск в США есть. Однако 40 % работников им не пользуются, отдыхают только в выходные. Объясняется это боязнью потерять работу. Французы работают только 35 часов в неделю, хотя законодательство позволяет и 40, и 41 час. Но сами французы работать лишнего не хотят, да еще и обедают каждый рабочий день по 2 часа. Отпуск у них самый большой в Европе – 40 дней. (У нас, кстати, тоже – вместе с рождественскими каникулами). А вообще отпуска в Европе варьируют от 19 до 37 дней.

Всемирноизвестные трудоголики японцы отпуск имеют, но как сами же признаются, во время отдыха думают да мечтают, как они вернутся на работу и что будут делать.

Корейцам этот вопрос вообще задавать бесполезно, корейцы его просто не поймут. Для них работа – и работа, и отдых, и вся жизнь.

Если в нашей стране провести такой же швейцарский референдум, даже подумать страшно, что бы было. А впрочем, и думать нечего, и проводить референдум необязательно – наш «ответ Чемберлену» заранее известен. И к гадалке ходить не надо – достаточно внимательно прочитать русские народные сказки, чтобы понять многими веками сложившееся отношение народа к самым разным вещам, к труду и отдыху в том числе.

Самые любимые герои наших сказок – Иваны-Дураки и Емели – к работе относятся одинаково: всю жизнь лежать на печи, ничего не делать, а все силы пустить только на сладостные мечтания – чтоб в конце сказки стать самым умным.

Стать умным по-нашему, это значит полцарства за просто так отхватить да царевну в придачу, хоть она и не нужна на самом деле крестьянским сыновьям. И неважно, какая волшебная сила эту мечту осуществит – не самому же пахать! При этом, посмотрите, в какой форме обращаются Дураки и Емели к волшебникам – «быть по-моему велю!». А сивки-бурки да коньки-горбунки с щуками прорубными перед ними на задних копытах и плавниках пляшут, желания незамедлительно исполняют. Как все-таки голодранцы ленивые обожают командовать, повелевать и управлять другими. Даже в сказках эту сладострасть застолбили…

   
   

Кто-то, видимо, захочет возразить, дескать, все это осталось в сказках. Да ничего подобного. Как-то подслушала в метро разговор двух женщин. Одна из них и говорит: «Ничего тяжелее ручки сегодня не держала, а так устала!». И я ей верю! Работать на работе не работая – самая тяжелая и энергозатратная работа. Такова парадоксальная особенность статического напряжения. Господа, поверьте, лентяи страшно устают!

Поэтому бесполезно им говорить, что они не работали, ничего не сделали, они ни за что с этим не согласятся. Ведь устали же… Не этим ли объясняется странный парадокс: вся страна вроде бы пашет до пота, а все в бедняках ходим. Похоже на то: не столько работаем, сколько на усталость жалуемся. И это доказуемо, достаточно проанализировать буквально 2 цифры. В России 1 миллион ВВП делают 57 «иванов», а в Германии – всего 13 «гансов»! Так вот кто на самом деле потеет-то! Пока мы ляпаем 1 миллион государственного богатства, немцы уже больше 4 миллионов сделают…

Эту, на первый взгляд, небывальщину про усталость лентяев может любой физиолог подтвердить и объяснить. Кстати, о докторах. Вопрос о дополнительных отпусках сейчас, после швейцарской сенсации, задают кому угодно, только не физиологам. А ведь именно они могли бы совершенно точно ответить на вопрос, как и сколько нужно отдыхать с пользой для здоровья.

Сам процесс жизнедеятельности человека состоит из двух компонентов – труда и отдыха. Они должны последовательно сменять друг друга. И эта смена имеет вполне определенную ритмичность. Например, установлено, что в течение трудового дня, кроме небольших 10-15 минутных перерывов, необходимо делать один большой перерыв на отдых, который обычно совмещают с обедом. Самый оптимальный и физиологически оправданный перерыв составляет 2 часа (выходит, французы не так уж и не правы, что делают двухчасовой перерыв на обед?). Именно в этот промежуток времени происходит полноценное восстановление сил. Если человек отдыхает меньше этого времени, например, 1 час, то у него начинается накопление переутомления. Но вот что интересное обнаружили ученые во время исследований: если человек ОТДЫХАЕТ БОЛЕЕ 2 ЧАСОВ, то он чувствует себя вечером таким же утомленным, как и после недостаточного дневного отдыха. Также дело обстоит и с ежегодными отпусками, которые физиологи называют образно «капитальным ремонтом» организма. Отдохнуть лишнего так же вредно, как и отдохнуть недостаточно.

А сколько же мы отдыхаем на самом деле в течение года? Давайте заглянем в календарь на 2012 год. В нем значится всего календарных дней 366, поскольку этот год високосный. Выходных и праздничных дней насчиталось 117.

Добавляем к ним законодательные 28 дней ежегодного отпуска, получаем 145 дней отдыха в году. Рабочих дней остается 221 день. То есть на самом деле мы отдыхает более трети всего календарного времени. Не так уж и мало, доложу я вам. Так может, не стоит забрасывать камнями швейцарцев? Рациональные ребята, да и лентяйством, видимо, не страдают. Потому и живут богато…

 

 
Татьяна Рессина

Медицинский обозреватель