Невестка или дочь? Легко ли принять жену сына

Насколько далеко можно и нужно зайти в уступках, не теряя лица? Эти и множество других вопросов по-прежнему ждут ответов.

   
   

Я к тебе со всей душой…

Валентина Филипповна всегда хотела иметь дочку, но родились два сына – Виктор и Геннадий. Старший Виктор стал военным, живет с семьей на далеком Cевере и к родителям приезжает в гости только в отпуск, да и то не каждый год. А младший, Геннадий, так и остался в родном доме, сюда же и жену привел.

Собственно, взаимоотношения с невесткой, вернее проблемы в этих взаимоотношениях, и привели Валентину Филипповну ко мне на прием. Никогда раньше она к психологу не обращалась, но сложившаяся ситуация совершенно выбила женщину из колеи, а вся накопленная ею житейская мудрость, советы подруг и прочие «народные средства», которые она пыталась применить на практике, трещину в семейных взаимоотношениях только усугубляли…

По словам Валентины Филипповны, она встретила Алину с распростертыми объятиями, практически на все ее недостатки «закрывала глаза», старалась всему научить, все сделать как лучше, давала понять, что заждалась внуков и сразу же стала называть дочкой.

А что же невестка Алина, которой, казалось бы, так сказочно повезло: не свекровь, а буквально вторая мама? Нет, Алина не спорила, не провоцировала скандалы, просто жила какой-то своей жизнью и на все бурные проявления любви и дружбы со стороны свекрови отвечала холодной вежливостью, равнодушием, которое ранило Валентину Филипповну больнее любых грубостей.

В моем кабинете Валентина Филипповна рыдала, говорила, что невестка, как Снежная королева, что лучше бы она любые претензии высказывала, только не молчала, не ходила с поджатыми губами, а ведь она к ней как к дочке, буквально как к дочке, о которой всю жизнь мечтала…

Вообще, я заметила, что слово «дочь» в жалобах Валентины Филипповны было ключевым. Она действительно готова была видеть в Алине дочь, стать ей матерью. А Алина почему-то дочерью упорно становиться не хотела. Не в этом ли и был корень проблемы?

   
   

Загадка Снежной королевы

Прежде чем помочь Валентине Филипповне, нужно было понять, что за человек Алина. Если молодая женщина – сирота или ее взаимоотношения с родной матерью складываются не лучшим образом, то новая «вторая» мама, возможно, окажется как нельзя кстати. Ну а если между Алиной и матерью существует крепкая душевная связь и мама для нее – самый важный человек, то нежелание обзаводиться еще одной матерью и боязнь обидеть мать родную, приняв роль новоиспеченной дочери Валентины Филипповны, в данном случае многое объясняют.

Не стоит забывать и о том, что в разных социумах разные обычаи. И если, например, в сельской местности обращение «мама» к свекрови не только вполне допустимо, но даже приветствуется и звучит вполне естественно, то, скажем, в городской среде оно не принято, а самый распространенный вариант обращения к свекрови на «вы» и по имени-отчеству. Мы с легкостью говорим «здравствуйте», забывая об изначальном смысле этого слова  – «пожелание здоровья», но слово «мама» пока еще не стало таким же формализованным. Так что, не стоит «давить» на молодую женщину. Возможно, когда-нибудь слово «мама» по отношению к свекрови и станет для нее органичным, просто пока это время не пришло.

С родной дочерью отношения формируются на протяжении многих лет. Близость между матерью и дочерью предполагает не только безусловную любовь, но и высокую степень откровенности, искренность в отношениях, соответственно, возможность высказывать свое несогласие с чем-то, открыто декларировать взаимные претензии. То есть у дочерне-материнской любви есть и оборотная сторона. Алина об этом догадывается, и вполне возможно, что принять любовь и ласку своей свекрови она бы не отказалась, но вот большая степень близости и как следствие – вторжение на ее интимную душевную территорию, молодую женщину пока страшит.

Возможно, невестке что-то в новой семье не нравится. Дочь, скорее всего, высказала бы все претензии открыто, а мать даже если и обиделась бы, то простила своего ребенка, и довольно быстро. Если же на месте дочери окажется невестка, обида свекрови на разного рода замечания и претензии может быть гораздо более глубокой. Так что в определенном смысле можно расценивать сдержанность невестки семье во благо. Не случайно же говорится, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Спешка здесь не уместна

Как поступить в сложившейся ситуации Валентине Филипповне? Во‑первых, постараться усвоить: подруга сына после похода в загс автоматически не становится дочерью. Это взрослый сформировавшийся человек, который пока очень поверхностно знаком с укладом новой семьи. Задача свекрови постепенно представить невестке все ценности (духовные в первую очередь) семьи, в которой вырос Геннадий. На этом этапе главное все-таки не любовь, а взаимное уважение, постепенно перерастающее в дружбу. Имеет смысл «разговорить» Алину, попросить ее рассказать подробнее о той семье, в которой она сама росла. Наверняка появятся какие-то точки пересечения уже на этом этапе. Вот они-то и могут стать фундаментом будущей дружбы между свекровью и невесткой, а вполне вероятно, что в дальнейшем – и любви.

Вспомните, как вы чувствовали себя в первый день на новой работе. Скорее всего, не слишком комфортно? А какое чувство благодарности вы испытывали к тем из новых коллег, кто проявил к вам внимание, ввел в курс дела, не обрушивая при этом сразу же весь ворох проблем, существующих в коллективе, и не требуя немедленных заверений в лояльности, любви и дружбе? Невестка – это в определенном смысле новый член коллектива, в данном случае семейного. Доброжелательность, открытость и… чувство меры – вот те три кита, на которых должно держаться благополучие увеличившейся семьи на этом этапе.

– Перевоспитать взрослого человека невозможно. Если вам что-то не нравится в действиях или словах свекрови, не копите это в себе. Говорите сразу! Но при этом не переходите на личности. Будьте дипломатичны.

Смотрите также: