Ребенок подрастает и больше не нуждается в нашей постоянной опеке. Как побуждать его к самостоятельности, но при этом не оттолкнуть от себя?
Ссылка в детскую
По современным представлениям о хорошем качестве жизни ребенок должен иметь свою комнату, и родители тратят немало сил и средств на то, чтобы ее красочно оформить, а потом… приучить малыша в ней находиться. Многие дети отказываются сидеть в комнате одни даже днем. Других дневное одиночество не тяготит, а вот ночное представляет собой серьезную проблему.
«По совету психолога, – рассказывает мама шестилетней Кати, – год назад я отселила дочку в ее комнату. В первый вечер Катюша закатила истерику, рыдала без перерыва часа полтора, потом, обессилев, заснула. Я сама тоже плакала, но выдержала характер. Постепенно дочка привыкла, только перед сном раз пять сбегает в туалет. А ночью все равно описается! Даже удивительно: в три года энуреза не было, а теперь появился».
У пятилетнего Мити похожая история закончилась сильнейшими тиками. Причем родители тоже не связывали невротизацию ребенка с отселением в детскую, хотя связь была очевидной. В обоих случаях невротические симптомы снялись как бы сами собой, когда кроватку перенесли обратно в комнату к родителям.
А ведь в нашей культуре дети никогда не спали одни! У крестьян проблема отдельной жилплощади вообще не стояла. Но и дворяне не предоставляли каждому малышу по комнате. Вдобавок с детьми обычно ночевали кормилица, няня, дядька из крепостных.
На руках
Основа правильного развития ребенка – контакт с близким взрослым. До года это вообще непременное условие. После Второй мировой войны психологи провели обширные исследования поведения детей-сирот, и было доказано, что такие проявления характера, как демонстративность, навязчивость, а также снижение интеллектуального развития часто возникают у ребенка при нехватке контакта с наиболее значимым взрослым. Сейчас это можно наблюдать и в семьях, где мама ориентирована на карьеру и спешит передоверить малыша бабушкам, няням, гувернанткам. За пару лет у него порой сменяется несколько нянь, и он ни к кому не успевает привыкнуть. Младенца рано перестают кормить грудью, что нарушает крайне важный первичный телесный контакт с матерью. Его отсутствие подрывает доверие к миру, ведет к формированию невротической конституции. Дети с родовыми травмами, минимальными мозговыми дисфункциями, с задержкой развития, которых сейчас немало, нуждаются в телесном контакте с матерью еще больше. Одна из главных рекомендаций коррекционной педагогики – не уставать обнимать и носить на руках ребенка.
Кроме того, с младенцами раньше много говорили. Наши бабушки знали, что иначе речь будет развиваться плохо. Теперь же мать нередко ухаживает за младенцем молча или при этом поглядывает одним глазом в телевизор. В результате дети на втором году говорят плохо. Общее недоразвитие речи – довольно частый диагноз сегодня. Когда взрослые не задают ребенку вопросов, не выслушивают его, детская речь развивается медленно
Пример социализации
«Значит, не надо приучать детей к самостоятельности?» – спросит читатель. Попробуем разобраться. Воспитание должно быть сбалансированным, чтобы не было ни равнодушия к ребенку, ни излишней опеки. Но отделение ребенка от родителей не должно происходить за счет его ранней «ссылки» на ночь в другую комнату!
«Мне вообще кажется, что вопрос, спит ли ребенок отдельно, не является принципиальным для его социализации и эмоционального развития, – говорит специалист по раннему развитию детей, психолог Ирина Карпенко. – Нормальное отделение ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста состоит в том, что он должен научиться комфортно чувствовать себя в детском коллективе без мамы, общаться с друзьями семьи и отдельно живущими родственниками, спокойно оставаться у них ночевать, не стесняться обращаться с вопросами к чужим взрослым: преподавателю, продавцу… В 7–8 лет он уже может ходить в магазин за мелкими покупками, самостоятельно выполнять разную домашнюю работу. Есть много способов развивать самостоятельность, не мучая ребенка непосильными требованиями. Когда же он психически окрепнет, то сам выразит готовность спать отдельно. Но многим родителям не хватает терпения, чтобы дождаться этого момента».
Поезд ушел?
Ребенок, не получающий от родителей достаточно любви и поддержки, рано или поздно смиряется с тем, что он для них не так уж и значим. И приучается быть один, полагаться на себя. Но лет через 20–25 постаревшим родителям вдруг захочется иметь друга в лице сына или дочери, захочется вместе провести праздники или куда-то поехать отдыхать, а повзрослевшему ребенку это будет уже не нужно. Поезд, как говорится, ушел.
Что способствует нормальному психологическому развитию?
Братья и сестры. Когда детей в семье несколько, они вырастают менее эгоистичными и не уверенными в себе, у них складывается широкий круг общения с другими детьми разных возрастов.
Общение со взрослыми. Хорошо, если вы часто общаетесь с родными и друзьями, приглашаете их домой.
Телесный контакт с родителями. Чаще берите малыша на руки, больше играйте с ним в младенческие игры типа «Ладушки», «Сорока-сорока»…
Ползание. Если ребенок не решается ходить, не торопите его, пусть дольше ползает. Период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга.
Игры с другими детьми. Важно, чтобы после года малыш начал контактировать с другими детьми. Причем в раннем возрасте общение детей должно проходить при активном участии взрослых.