Стресс и самоизоляция. Как себя вести во время пандемии?

20200304_gaf_ra21_1012 / www.globallookpress.com

Светлана Качмар​, семейный психолог, специалист по семейному устройству детей:

   
   

— Сейчас многие пишут, что напланировали себе всякого саморазвивающего на период карантина, а оно что-то не идёт. Лекции не слушаются, концерты неинтересны, всякий там воркаут поперёк души. И вообще: мозги не работают, сил мало, идей нет, первоначальный запал окончательно иссяк.

Так вот, товарищи, это нормально для сложившихся обстоятельств. Это стресс. Это высокий кортизол. Это охранительный режим психики. Так должно быть!

Мы сейчас оказались в депривации и непредсказуемости. Слишком много новизны, слишком мало конкретики.

У нас отвалились привычные связи, пропали накатанные маршруты, обнулились планы на жизнь на год, на месяц. Мы по инерции нахватали себе «полезных ссылок» и представили, как сейчас поработаем в тишине и спокойствии. Но фиг там.

Это ровно то, о чём мы на все лады рассказываем в школах приёмных родителей и даже рисуем кривую развития стресса по Гансу Селье. Сначала короткая мобилизация, потом плато, когда всякие «излишества» и «рюшечки» отпадают за ненадобностью, а потом, если это длится достаточно долго и если мы продолжаем себя насиловать, спад и соматические заболевания.

На высоком кортизоле можно вынести бабушку из горящего дома, на высоком кортизоле можно завершить проект за три дня, но совершенно невозможно строить долгосрочные планы и мечтать. Никакое прекрасное будущее не придумается, потому что горизонт планирования меньше недели, и реально спрогнозировать, что будет в следующий понедельник, не может никто. Да, мы — и простой человек, и чиновник, и руководитель — производим какие-то действия и строим какую-то концепцию. Надо понимать, что это, скорее, магические ритуалы, чтобы снизить тревожность прямо сейчас. И, да, действия и планы очень нужны, чтобы структурировать сознание.

   
   
Нажимите для увеличения

Но! Одно большое «НО!». Не нужно жрать себя за то, что вы с чем-то там не справляетесь. Все не справляются, просто у нас с вами немного разные нервные системы и немного разные поведенческие паттерны, мы не справляемся по-разному. Мы с вами взрослые люди, у нас помимо положительного опыта есть своя история провалов и ужаса, и всё это обостряется в период стресса.

Нейробиологи и всякие там этологи говорят, что, когда мы не можем бить или бежать, надо, условно говоря, «грызть палочку». Делать что-то не очень сложное, что приносит успокоение. И, нет, это не курс по архитектуре XVIII века и не разработка концепции нового бизнеса. Это сериальчики, пироги и забота о самых близких. Все живы, никто в окошко не выходит — уже хорошо.

Я в Школе приёмных родителей, когда рассказываю о малой эффективности формального обучения в период адаптации, всегда привожу такой пример: представьте, что перед вами прописи с китайскими иероглифами и вам нужно аккуратно их переписывать. При этом вас лупят по спине бамбуковой палкой. Хорошо у вас получится? Нет. И вообще, основная задача выживания сейчас не в иероглифах, а в том, чтобы вас бить палкой перестали.

Вывод: большинство из нас сейчас находится в уязвимом положении и сильно про это волнуется. Большинство из нас не может повлиять не то что на судьбы мира, но даже на будущее своей семьи. Поэтому сейчас лучше делать что-то простое и снижающее тревогу. Гнать злых людей из ленты и жизни. С добрыми объединяться через скайп и прочие сервисы. Планировать сегодняшний день, а не ближайшие десять лет. Готовить еду. Мыть голову. Плакать, когда плачется. Смеяться, когда смешно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции