Поколение «Сумерек»

Юрий Поляков. © / Коллаж АиФ

Юрий Поляков, писатель

   
   

- Это общемировая проблема. Она связана с кризисом гуманитарного и религиозного сознания. Заповеди христианские пока не вернули себе позиции в нашем ещё недавно атеистическом обществе. А советский опыт, та же клятва юного пионера или кодекс строителя коммунизма, высмеяны и забыты. А ведь это была попытка выстроить позитивное отношение ребёнка с миром, с ровесникам, со старшими.

Когда я был школьником, когда работал в 70-е годы учителем в школе, детям давался позитивный взгляд на человека, на его место в жизни, на смысл жизни вообще. В конце 80-х - начале 90-х от этих попыток отказались. Началось стремительное материальное расслоение в обществе, которое дети чувствуют остро. Родители бедных не могут чего-то позволить своим детям. А у тех, кто может всё себе купить, появляется ощущение сверхлюдей, человеческие законы для которых не писаны. И это всё наложилось на коммерческое ожесточение культурного пространства. На экранах стали всё больше стрелять, проливать кровь, демонстрировать мистическую злобную заумь. Сами посудите: могут ли в ребёнке воспитать боязнь причинения боли сверстнику фильмы «Сумерки» про вампиров, где друг друг кадыки вырывают, на части дерут? Или электронные компьютерные стрелялки: кто-то воспринимает их как игру. А у кого-то они формируют ощущение, что в жизни можно так же решить вопрос - метким нажатием джойстика. И вот ребёнок приходит в школу с отцовской винтовкой и, путая курсор с курком, убивает своих одноклассников.

Власть приняла специальное решение по поддержке детско-юношеского кино и театра, детской литературы. Но достойных фильмов для детей как не было, так и нет. Не стало пьес, которые можно ставить в ТЮЗах, потому что их не пишут. А не пишут потому, что нет заказа - государство этим не занимается. То же самое с детской и юношеской литературой. А требовать от рынка нравственности и морали - то же самое, что требовать от публичного дома целомудрия и моногамии. Всё перечисленное сошлось и дало такой всплеск детской и подростковой жестокости. Как из этого положения выходить? Опять же комплексно. С одной стороны - развитие религиозного сознания, привитие гуманизма христианского сообщества, опора на советский опыт работы с детьми и подростками. С другой стороны - жёсткое возвращение государства в сферу воспитания. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: