Спектакль «Загадочное ночное убийство собаки», поставленный на «Другой сцене» театра «Современник» – не очень легкое для просмотра зрелище. Шамиль Хаматов (брат звезды «Современника» Чулпан) в этой английской пьесе играет подростка-аутиста, больного синдромом Аспергера. Такие больные прекрасно считают, поглощают и запоминают информацию в невероятных размерах, они на сто очков вперед могут превосходить обычных людей в абстрактном мышлении. Но столкновение с миром людей, с чем-то незнакомым и чужим причиняет им почти физическую боль. Я внимательно смотрел из зала, как Шамиль Хаматов справляется с этой задачей – не знаю, как и где он изучал больных детей с этим диагнозом, но перевоплощение получилось полным.
Напряженные пальцы рук, углубленный как бы в себя взгляд, неожиданные реакции на любой, самый незначительный раздражитель. Это ведь не просто симптомы. Самое главное, что с этим очень трудно жить…
Вокруг подростка разворачивается многоходовая семейная драма. Отец, отдающий всего себя сыну, но не умеющий сказать ему правду, мать, сбежавшая от своей невыносимой душевной боли, учительница и соседка, полицейский и кассир на вокзале – целая галерея человеческих типов, каждый из которых как бы проходит проверку на совместимость с чужой бедой.
«Загадочное ночное убийство собаки» – по роману Марка Хэддона – один из самых громких театральных проектов прошлого и этого года, идет спектакль и в лондонском Национальном театре, и в Нью-Йорке на Бродвее. Не сомневаюсь, что не только в Москве, но и в других европейских столицах пройдет похожая премьера (хотя подобрать исполнителя на эту роль адски трудно).
И я думаю, что людей в разных странах волнует не отклонение от нормы, а новая норма цивилизации – как жить, как существовать в контакте с чем-то совсем другим, незнакомым, непохожим, пугающим, странным? Вот это и есть норма новой цивилизации, где все перемешано и перепутано.
Касается ли это человека из другой страны, из другой культуры, других политических убеждений, касается ли это своего ребенка или чужого, вызов этот становится все острее, все болезненнее с каждым годом.
Спектакль вообще-то очень добрый, но временами тяжелый. Мальчику хотят помочь все. Хотя иногда его мир напоминает темный лес, где на каждом шагу подстерегает капкан.
Но я абсолютно убежден, что «Современник» с режиссером Егором Перегудовым попали в точку. Помогать чужим – единственный выход в озлобленном и агрессивном мире, который смыкается вокруг нас.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Мысли вслух. Мы все похожи на кого-то еще, кроме отца с матерью →
- Мысли вслух: За музыку нашего детства немножко обидно →
- Особенности национального отдыха →