Стучать или не стучать?

Елена Бабичева. © / Из личного архива

–  Он что, не пользуется «шпорами»? – недоумевала моя подруга, когда я отправляла сына на ЕГЭ. – Я своему полный комплект готовлю всегда…

   
   

–  Мы честные, – попыталась отшутиться я.

–  Не честные, а глупые! – припечатала подруга.

В общем-то, я могла бы ей ответить, что благодаря «шпорам» ее ребенок, не очень сведущий в предмете, наберет приличное количество баллов и, возможно, перейдет дорожку выпускнику, который набрал на пару баллов меньше, но исключительно своим умом. И, наверное, это не совсем честно… К тому же мне всегда казалось ужасно непродуктивным тратить время на то, чтобы прятать на себе шпаргалки и придумывать, как ими воспользоваться. Уж лучше учебник поизучать…

И все же для многих воспользоваться шпаргалками на экзамене, пронести на него мобильник, выйти в соцсеть – это круто. Потому что главное – не честно сдать экзамен, выяснив себе цену, а суметь выкрутиться, схитрить, обмануть… А если кто-то пострадал в результате твоих хитроумных комбинаций, что ж – ему не повезло.

   
   

Меня вообще всегда поражало вот это школьное представление о честности. Списать – это нормально, а указать учителю на списывающего – тягчайшее в глазах одноклассников преступление. Даже если тот, кто списывал, получил свою пятерку, а у кого списали – двойку. Не повезло…

На нынешних ЕГЭ выпускникам раздавали бланки, в которых они могли указать нарушения и нарушителей во время экзаменов. Изучив два миллиона листков, Рособрнадзор выяснил, что стукачей и ябед среди выпускников нет. Именно стукачей нет – потому что нарушения-то были! Просто никто не посчитал возможным об этом заявить. Пусть даже в результате своего молчания он не попадет в вожделенный вуз.

Впрочем, я тоже еще с детства помню, что ябедничать нехорошо, а доносчику – первый кнут. Значит, надо промолчать, даже если знаешь, кто сжульничал? Потому что ябедничать нехорошо? Разрешить эту дилемму помогла мне подруга – та самая, назвавшая нас глупыми. Слушая ее разглагольствования о методах списывания, я поразилась: ведь это мы, взрослые, учим детей врать, хитрить, учим, что обвести кого-то вокруг пальца – это показатель твоей ловкости, а поступить честно – признак недалекого ума. И, только когда нас самих обводят вокруг пальца или обманывают, мы возмущаемся, не думая, что, возможно, это тот самый бывший выпускник, который бегал в туалет во время ЕГЭ за «шпорами».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: