Отчаяние. Состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности.
Словарь русского языка С. И. Ожегова.
«Подумайте, какой ужас!», «Это всё поколение такое!», «Как он мог?!», «Мало, мало мы их воспитываем!».
Как часто раздаются эти фразы после очередного происшествия, главными «героями» которого оказываются подростки. Вот только фразы эти не тушат «пожар», а лишь подливают в огонь масла.
Мальчик-отличник приходит в школу. Но приходит не просто, а с оружием в руках. Берёт заложников, стреляет и убивает. Я не буду давать оценку конкретному факту — я врач-психиатр и, по старой врачебной привычке, никогда не дам заключения по конкретному человеку, не обладая полной информацией. Но вот поговорить о возможных истоках таких ситуаций, о том, как прогнозировать и предупреждать их — можно и нужно.
Подростковый возраст — очень тяжелое время. Из-за особенностей подростковой психики многое из того, что не укладывается в голове у взрослого человека, является допустимым и нормальным. Причём я буду говорить сейчас не о так называемых «девиантах» (от латинского deviatio — отклонение), которые являются «головной болью» родителей, учителей и «детских комнат милиции», могущих совершить преступление из корыстных или хулиганских целей. Я буду говорить «о нормальных хороших детях», о тех, которых «мы даже не предполагали, что он на такое способен».
Следует отметить, что одной из особенностей подросткового возраста (тут я напомню, что по международной классификации подростковый возраст продолжается до двадцати одного года) является непонимание смерти как необратимого процесса. Непонимание того, что смерть — навсегда. Не верите? Тогда задумайтесь, почему права на управление автобусом выдаются с двадцати одного года, а вот в армию отправляют служить с восемнадцати?
И когда человек не воспринимает смерть, то убийство и самоубийство воспринимаются не как что-то запредельное, а как выход. Да, тяжёлый. Да, страшный. Но — выход. А когда мы готовы к самому тяжёлому выходу? Тогда и только тогда, когда положение представляется нам безвыходным, безнадёжным, когда мы доведены до отчаяния.
Важно понимать, что «отчаянное положение», с точки зрения психиатра и психотерапевта, категория не абсолютная, а относительная. Психотравмирующая ситуация определяется в основном не силой травмирующего фактора, а тем, что психика не может с ним справиться. Для одного «двойка» по физике это пустяк, для другого — повод для отчаяния.
Не понимая этого мы, руководствуясь своим пониманием «пустяков», часто больно травмируем детей и подростков. Причём, чем ближе мы к ним, чем значимее мы для них, тем больнее мы можем сделать.
Уничижительная фраза из уст любимого учителя, страх «не оправдать надежды родителей», несерьёзное отношение близких взрослых к подростковым проблемам и переживаниям — всё это может это может привести к взрыву.
Следует понимать, что чем больше мы будем давить на подростков, тем больше вероятность взрыва. «Хулиган и троечник» может огрызнуться на жёстокую фразу учителя, может прогулять ненавистный предмет, хлопнуть дверью, а то и послать своих родителей... Какой ужас? Нет. Это нормальная подростковая реакция. Защитная реакция, спасающая психику, как струя перегретого пара, обжигающая всё на своём пути, спасает паровой котёл от взрыва. А вот «тихий послушный отличник» такого «клапана» часто не имеет. Он не шипит, он не «обжигает нас», и лишь тихая внутренняя дрожь может являться предвестником скорого взрыва.
Как же понять, что взрыв близок? Есть стандартный метод, который знают все врачи и которому умные педиатры пытаются научить родителей:
Важна динамика! Для «диагностики болезни» важно не то как обычно ведёт себя ребёнок, а то, что необычное появилось в его поведении! Если «тихий отличник» стал внезапно злобным и раздражительным — это повод задуматься! Если «троечник и хулиган» внезапно стал тихим и грустным, если он часами просиживает над уроками — это повод задуматься! Если ребёнок стал замкнутым и нелюдимым, стал очень часто болеть, резко похудел или потолстел — это повод задуматься! Любое необычное для данного конкретного ребёнка изменение — повод задуматься!
Я подчеркиваю — мы говорим о резких и внезапных изменениях поведения. Если «милый мальчик» к четырнадцати годам постепенно стал «своевольным и непослушным», то это не патология, а возрастная норма.
Если вы сомневаетесь в своих выводах — не стесняйтесь посоветоваться. Только очень вас прошу — советуйтесь с профессионалами, а не со «знатоками и гуру» (как в окружающей вас жизни, так и в интернете). Имейте в виду, что для такой консультации необходим долгий разговор и с ребёнком, и с родителями.
И, завершая эту статью, хочу сказать:
Дорогие учителя! Я понимаю, что ваши предметы ценные и нужные. Что вам хочется всех подготовить к ЕГЭ и ГИА, но честное слово — жизнь ребёнка важнее. Живой «троечник» лучше мёртвого (или делающего мёртвыми других) «отличника»! Вы профессионалы, вы старше и, хочется верить, мудрее своих учеников — не унижайте их!
Дорогие родители! Дети — не ваши витрины! Они не обязаны «оправдывать ваши надежды», они не обязаны быть удобными для вас. Они имеют полное право обижаться и злиться, пропускать школу и не поступать в институты! Их жизнь — ценнее любых ваших амбиций!
Дорогие одноклассники! Даже если вы точно знаете, что ваш одноклассник «полный козёл», не надо его травить. Не надо его высмеивать и троллить. Именно милосердие к другому (я не прошу вас любить и уважать его — просто быть милосердными), а не сигареты и пиво является показателем вашей взрослости!
Дорогой друг! Возможно, ты ненавидишь весь мир. Возможно, ты ненавидишь самого себя. Пойми одну вещь: твои родители, учителя, друзья — не идеальны. Они могут делать глупости, они даже иногда совершают подлости (да, кстати, я — не исключение). И, знаешь, ты имеешь право им об этом сказать. И даже всех их послать! Ты даже можешь их какое-то время ненавидеть. Есть много выходов! Только не стоит их и себя убивать. Пожалуйста.
С уважением, папа сына, врач-педиатр, психиатр, психотерапевт и педагог Константин Ольховой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции