Каких только витаминных препаратов сегодня нет на аптечных полках! Даже не верится, что всего сто лет назад о существовании витаминов знали разве что в научных лабораториях.
Простая разгадка
Болезнь бери-бери в Азии называли проклятием и считали заразной, ведь как иначе она могла «косить» столько людей сразу. В ХIХ веке только в Японии от нее умирало порядка 50 тысяч человек в год. Заболевшие худели, слабели, мучились одышкой, а потом их и вовсе разбивал паралич. К этому загадочному недугу был прикован интерес ученых по всему миру. Они изо всех сил пытались найти источник заражения – без результата.
Так продолжалось до тех пор, пока в 1911 году польский биохимик Казимир Функ не выделил вещество, способное излечивать бери-бери. По своей химической структуре оно относилось к аминам, то есть к азотосодержащим соединениям. Поэтому его назвали витамином – амином, дающим жизнь.
Получил его Функ из самых обычных рисовых отрубей. И врачам вдруг стало ясно: дело было вовсе не в инфекции, а в том, что заболевшие придерживались несбалансированного рациона.
Ты то, что ты ешь
Мысль о том, что дело в пище, высказывалась и раньше. Функ неслучайно изучал именно отруби. Еще в 80‑х годах ХIХ века другой ученый – врач-патолог из Голландии Христиан Эйкман – заметил, что бери-бери поражает тех, кто ест преимущественно белый рис (в Азии он был самой доступной пищей). У тех же, кто отдает предпочтение коричневому, неочищенному, ее не бывает. Он предположил, что в рисовой шелухе содержится что-то, что не дает недугу развиваться.
Позже именно Эйкман, а не Функ, получил Нобелевскую премию за открытие того, что источником ряда болезней может стать авитаминоз. И все же, если бы витамин В1 (именно его обнаружил польский биохимик) не был выделен, история сложилась бы иначе.
После этого открытия стали происходить одно за другим. В 1913 году американские исследователи получили витамин А – из сливочного масла и яичного желтка. В 1920‑м из жира печени трески был выделен витамин D. В 1923‑м ученые установили формулу витамина С. Последний из известных сегодня витаминов – В12 – был получен в 1948 году.
Это стало настоящей революцией. Оказалось, что с цингой, пеллагрой, куриной слепотой можно справиться без лекарств, при помощи только пищи. А еще стало понятно, что быть сытым – не всегда значит быть здоровым: важно, что именно ты ешь.
Стать сильным и выносливым
Сегодня известно, что витамины влияют абсолютно на все системы организма. Без них не будет прочной иммунной защиты, мышечной силы, крепких костей, будут плохо работать мозг и сердце, раньше времени покроется морщинами кожа… В первой половине ХХ века многое из этого было неизвестно. Но той информации, которой врачи обладали, хватало, чтобы призывать людей следить за потреблением витаминов.
Еще в 30‑х годах в Советском Союзе была выпущена серия плакатов, которые просто и доступно показывали, сколько витаминов содержится в хлебе, овощах, фруктах и ягодах, молочных продуктах. А двадцать лет спустя на плакатах появились пузырьки с драже, таблетками и сиропами. Картинку сопровождала надпись: «Витамины позволяют стать здоровым, сильным, выносливым». Так популяризовали аптечные витаминные препараты. За витаминизацией населения в СССР вообще следили. Какой советский ребенок не помнит вкус рыбьего жира, богатого витамином D? И, конечно, витамины по точно установленной норме выдавали работникам вредных производств.
Вместо лекарств?
И все же главный витаминный бум начался во всем мире не в 30‑х и даже не в 50‑х годах, а в начале 70‑х, когда нобелевский лауреат Лайнус Полинг выпустил свою первую монографию, посвященную аскорбиновой кислоте. В ней он писал, что витамин С, если принимать его в супердозах, защищает от простуды и гриппа. Если же человек уже заболел, аскорбинка поможет ему быстрее выздороветь.
Книга быстро стала бестселлером, а продажи витамина С возросли в четыре раза – некоторые аптеки попросту не справлялись с наплывом клиентов. Спустя пару лет после выхода монографии советам Полинга следовали около 50 миллионов американцев.
А затем мода на аскорбинку распространилась по всему миру. Витамин С до сих пор, пожалуй, самый популярный и востребованный. Когда в России говорят про гиповитаминозы, все в первую очередь вспоминают именно про аскорбиновую кислоту, хотя у нас есть выраженная нехватка и витамина D, и витаминов группы В. И это – несмотря на то, что теория Полинга вскоре была развенчана. Сейчас известно, что витамин С сокращает время простуды у детей на день, а у взрослых на полдня – эффект совсем не такой блестящий, как обещал ученый. Впрочем, аскорбинку при ОРВИ назначают и сегодня. Дело в том, что, сопротивляясь инфекции, организм расходует витамин быстрее, чем обычно, и его нужно восполнять. Но в разумных количествах! Принимать по 1–2 г витамина С, как советовал Полинг, просто бессмысленно. Взрослый человек за сутки усваивает всего около 60 мг, остальное выводится с мочой.
Сегодня витамины не позиционируются как лекарства. Они не лечат, а дают организму возможность полноценно функционировать. Впрочем, есть случаи, когда выздороветь без витаминотерапии едва ли удастся. Так, при ряде нервных расстройств и боли в спине людям назначают витамины группы В. Витамин D незаменим как в профилактике, так и в лечении рахита и остеопороза. Витамин Е часто выписывают женщинам, у которых нарушен менструальный цикл.
Что касается комплексных препаратов, в которые входит сразу несколько витаминов, время от времени они необходимы практически всем. Особенно когда холодно, пасмурно, а в рационе не хватает овощей и цельных злаков.