Насколько действительно полезны те или иные лекарственные препараты, попадающие в отечественные аптеки?
Покрыто завесой тайны
Оказывается, на этот вопрос очевидного ответа не знают даже специалисты. Эксперты из Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований усомнились в эффективности и безопасности ряда медикаментов, представленных на отечественном рынке. По закону «Об обращении лекарственных средств» результаты экспертизы попадающих в страну лекарств должны быть опубликованы. Однако все попытки найти такие данные в открытых источниках, которые предпринимались сотрудниками Российской академии наук, не увенчались успехом. Тогда куратор комиссии Алексей Хохлов обратился в Минздрав с соответствующим запросом и узнал, что такая информация публикуется… в закрытой части сайта ведомства. То есть заключения даются, вывешиваются, но увидеть результат может только их производитель.
В принципе причина, по которой экспертиза не попадает в открытый доступ, уважительная: это нарушает коммерческую тайну.
Но как же тогда быть потребителям?
Пресс-секретарь комиссии РАН Пётр Талантов считает: «Регистрация лекарств не может быть чёрным ящиком: и государство, и профессиональное сообщество, и потребители должны чётко понимать, на основе каких научных данных об эффективности и безопасности используется тот или иной препарат». Только такая прозрачность позволит, по мнению учёных, вовремя забить тревогу, если возникнут какие-либо опасения.
Были ли исследования?
Помимо того что сокрытие результатов исследований подталкивает к мысли, что с ними не всё в порядке, возникает сомнение в самом их проведении. А между тем на каждое такое исследование уходят немалые деньги. Ну и последний аргумент за то, чтобы подобные данные оказались открытыми, – это защита от коррупции. Иначе неизбежны мысли о привилегированных фармкомпаниях, которые за определённую мзду протолкнули на рынок сомнительный препарат.
Приведём пример. Поводом к ужесточению контроля над фармрынком в США стала история, произошедшая в 1937 г. Тогда 100 человек, среди которых были и дети, погибли, приняв «эликсир сульфаниламида». Это был разбавленный антибактериальный препарат, до того уже давно с успехом применявшийся в виде таблеток. Принимать таблетки детям было затруднительно, а в воде препарат почти не растворялся. И тогда фармакологи придумали растворить в веществе с названием диэтиленгликоль. Растворили, запустили на рынок, начали лечить… И микстура стала убивать. Оказалось, что в погоне за прибылью коммерсанты недостаточно хорошо изучили токсичный «растворитель».
Понятно, что вопрос, насколько открытыми и подробными должны быть исследования, следует прорабатывать. Откроешь – и от нас уйдут фармкомпании. Как это случилось после слишком драконовского госрегулирования цен на жизненно важные медикаменты. Но и лечиться таблетками, которые непонятно кто и как проверил, тоже страшновато.
Смотрите также:
- Использование дженериков - общемировая тенденция. Чем копии лекарств отличаются от их оригиналов? →
- В сейфах российских НИИ спрятаны уникальные лекарства. Когда же их увидим мы? →
- Откуда берутся лекарственные подделки? →