Вячеслав Бутусов: «Силы я черпаю в семье»

   
   

А еще он чувствовал себя очень несчастным, таким, каким чувствует себя художник, столкнувшийся с несовершенством мира. Сегодня у Вячеслава – совершенно другое мироощущение. Пройдя огонь, воду и медные трубы, легендарный лидер группы «Наутилус Помпилиус», на смену которой пришла группа «Ю-Питер», обратился к религии и теперь ведет семейный, православный образ жизни.

Семейный совет

«АиФ»: – Среди авторов текстов к вашему новому альбому «Цветы и тернии» есть имя Анжелики Эстоевой. Если не ошибаюсь, она ваша супруга?

В.Б.: – Не ошибаетесь. Как когда-то древнегреческие ученики ходили за философами и записывали каждое их изречение, так и я за Анжеликой ходил и записывал все слова, которые она произносила. Я считаю, у нее редкий поэтический дар и воспринимаю песню, написанную на ее стихи и названную «Терновник», как особую вещь, лучшую в этом альбоме.

«АиФ»: – У вас большая семья. Сейчас вы подключили к работе над альбомом свою супругу. Нет ли желания задействовать и других членов семьи?

В.Б.: – Супругу я подключил в самую последнюю очередь. До этого был опыт четверть века назад, когда моя старшая дочь Анна исполняла песню «Снежные волки». Затем Ксюша – вторая дочь – пела песню «Чугада» в альбоме «Крылья». После состоялся уникальный опыт: все члены моей семьи подпевали, подтанцовывали, подыгрывали кто на чем может, все это на уровне семейной поддержки на альбоме «Овалы». У меня нет особой сверхзадачи, просто это на уровне подсознания помогло обогатить музыкальную фактуру и дало мне моральную поддержку.

«АиФ»: – Но вы ведь обсуждаете в семье свои сочинения?

   
   

В.Б.: – Нет. Последнюю «политинформацию» я проводил, когда был комсоргом в «Уралгипротрансе». Я не хочу отвлекать их. Мне как отцу стыдно навязывать им обсуждение своих производственных вопросов. Все мои дети очень заняты. Они рисуют, танцуют, поют.

«АиФ»: – То есть они вообще не слушают вашу музыку?

В.Б.: – Они иногда включают мои записи. Но это очень редко бывает и без фанатизма.

Сила примера

«АиФ»: – Мне показалось или это правда, что с появлением в вашей семье сына вы стали другим человеком?

В.Б.: – Когда родился Даниил, моя жизнь обрела новый смысл. Своим появлением он меня очень воодушевил. Глядя на него, я всегда испытываю вдохновение.

«АиФ»: – Вы уделяете ему достаточно внимания?

В.Б.: – Да, и это наводит меня на печальные мысли. Я тут же смотрю на дочерей и в сравнении понимаю, насколько небрежно относился к Анне. Чуть более внимательно к Ксении и еще более – к Софье. Поэтому сейчас общаюсь с сыном помногу и с удовольствием.

«АиФ»: – Как вы своих детей воспитываете? Что-то им запрещаете?

В.Б.: – Честно говоря, я их не воспитываю, а только пытаюсь. Запрещаю курить, например. Стараюсь доходчиво объяснить, что этого не надо делать. Потом – требую. Но и запретить-то я тоже не в силах.

«АиФ»: – А сами курите?

В.Б.: – Уже нет. Но 20 лет курил, что называется, за компанию. Главное в воспитании – не врать себе. Вранье отнимает много сил. Когда же говоришь лишь правду, у тебя все легко получается. Потому что это все просто. Ничего не надо выдумывать, идет все своим чередом, и все. И еще одно. Если что-то обещаешь, то нужно свои обещания выполнять. Если говоришь, что отшлепаешь ребенка за что-то, а потом забываешь угрозы – грош цена потом будет твоим последующим попыткам привлечь его к порядку.

Музыкальная архитектура

«АиФ»: – Вы – архитектор по образованию. Как это влияет на ваше творчество и жизнь?

В.Б.: – Я свою специальность активно применяю, когда речь заходит о таких вещах, как композиция. В институте нас учили стратегическим вещам и всегда говорили, что самое важное для строителя – это место, на котором будет строиться город. А все остальное уже к этому прирастает. По этому принципу я и работаю над своими альбомами.

А в жизни… Когда начинаю мыть посуду, прежде всего сооружаю из грязных плошек конструкцию. Не атектоничную, то есть способную упасть в любой момент, а тектоничную, пирамидальную, устойчивую.

«АиФ»: – А как же вымытую посуду ставите?

В.Б.: – Слишком сложно объяснить. Это целая наука.

«АиФ»: – Вы второй раз женаты. Чем Анжелика вас приворожила?

В.Б.: – Это необъяснимая вещь… Был такой очень незаметный подкуп. Он происходит – и все, я женат.

Анжелика очень уравновешенный человек, и мне передается ее спокойствие. Мы негласно договорились обмениваться с ней полезными свойствами, веществами. «Контракт» остается в силе.

«АиФ»: – Ксения и Аня, ваша дочка от первого брака, родились в один день, правда, с большой разницей. Кого вы в первую очередь поздравляете?

В.Б.: – Конечно, Ксюшу, потому что она пока еще живет в семье. Решила вот стать актрисой: до сих пор не могу смириться с этой мыслью. Но Ксюша спокойна, и это меня убеждает. Хотя я-то думал, она науку двигать пойдет. А вот Аня, старшая, давно стала самостоятельной, работает в Москве на телевидении.

Источник вдохновения

«АиФ»: – А как у вас складываются отношения с Богом? В одной из песен из альбома «Цветы и тернии» звучит «Я прячусь от Бога, он ищет меня»…

В.Б.: – Приблизить его уже больше невозможно. Я недавно прочел забавную притчу про двух близнецов, которые в утробе матери ведут беседу о том, есть ли мама вообще на свете или нет. Один сомневается, а другой убежденно так: «Нет, она точно есть. Когда тихо, я слышу, как она песни поет». А другой говорит: «А я не верю в эту жизнь заутробную. Нет ее». Когда мы это ощущаем, мы чувствуем тихое и необъяснимое состояние радости. По-другому это трудно описать.

«АиФ»: – У вас недавно был день рождения. Какие подарки вы получили в этот день?

В.Б.: – Главный подарок сделал я сам со своей группой. Это новый альбом

«Цветы и тернии». Софья мне нарисовала замечательную картинку, она у нас здорово рисует. А в общем-то семейного торжества на этот раз не было. Пришлось ограничиться чаем с тортиком. Утром в день своего рождения я поехал в Москву.

«АиФ»: – И последний вопрос. О ваших потрясающих переменах. Где черпаете свои силы?

В.Б.: – От семьи. Но в первую очередь – от Бога. В той степени, насколько это возможно и позволительно мне и – насколько я это заслужил.

Наша справка

Вячеслав Бутусов родился 15 октября 1961 года в поселке Бугач Красноярского края. В силу специфики отцовской профессии семья часто переезжала с места на место. До девятого класса Слава жил и учился в разных сибирских городах – Красноярске, Сургуте, Ханты-Мансийске. В девятом классе впервые приехал в Свердловск. В 1978 году Вячеслав поступил в Свердловский архитектурный институт и познакомился там с другим первокурсником – Димой Умецким. У Славы оказался хороший голос, у Димы – хороший английский и много дефицитных пластинок. Они играли, что знали и что могли подобрать из зарубежных и отечественных рок-хитов. Свои песни были написаны Бутусовым ближе к выпуску. Несмотря на всепоглощающее увлечение музыкой, институт был закончен. Началась работа по специальности – архитектором в проектном институте. Бутусов проектировал свердловское метро.

Свободное от архитектурной рутины время музыкант проводил в свердловском рок-клубе. Весной 1985 года Бутусов записал альбом «Невидимка», в августе 1986 – «Разлука», и вскоре «наутилусомания» охватила всю страну.

Долгое время Вячеслав жил между Москвой и Ленинградом, но в 1991 году, женившись второй раз на очаровательной ленинградке Анжелике Эстоевой, переехал в Северную столицу. Музыкант живет на окраине Санкт-Петербурга, что, по его утверждению, очень облегчает жизнь и творчество: случайные люди редко добираются до его далекого района. Большую часть года Бутусов проводит на гастролях. И в последнее время все чаще вспоминает о своей «гражданской профессии»: рисует, когда есть настроение или хороший повод.

Смотрите также: