Наш консультант – доктор медицинских наук, профессор, директор Института диабета Марина Шестакова.
Реально обладателей этого недуга у нас в стране гораздо больше. По оценке специалистов, на одного человека, обратившегося к эндокринологу, приходятся 3–4 тех, у кого уже есть все клинические проявления болезни, но никто об этом не подозревает: до поры до времени диабет никак не заявляет о себе. Когда открывается горькая правда, начинается борьба – за жизнь и здоровье пациента, самым острым и болезненным моментом в которой становится назначение инсулина. Практика показывает: перевести на нее больного диабетом крайне сложно. Камень преткновения – множество мифов, бытующих вокруг инсулинотерапии. Не только среди пациентов, но и среди врачей. Что из этих страхов правда, а что – беспочвенные домыслы? Об этом шла речь на недавнем конгрессе Европейской ассоциации по изучению диабета (EASD), в котором приняли участие и наши специалисты.
Накануне Всемирного дня борьбы с диабетом мы попросили профессора Шестакову прокомментировать основные заблуждения, препятствующие полноценному лечению этого заболевания.
Заблуждение первое
Инсулинотерапия – это крайность. Таблетки принимать удобнее.
Спору нет. Таблетированные препараты, одни из которых стимулируют выработку собственного инсулина (гормона, понижающего уровень сахара в крови), а другие устраняют инсулинрезистентность (невосприимчивость к нему организма), принимать и впрямь удобнее. И некоторые особо дисциплинированные пациенты на жесткой диете и комбинированной таблетированной терапии могут продержаться какое-то время.
Но потом все равно неизбежно переходят на инсулин. Такова уж природа сахарного диабета: со временем запас бета-клеток поджелудочной железы, ответственных за выработку инсулина, истощается. Что тут же отражается на показателях сахара крови (гликированного гемоглобина). Если этот показатель превышает допустимую норму (7–7,5%) на фоне длительного лечения максимальными дозами таблетированных препаратов, двух мнений быть не может: пациент должен получать инсулин. В идеале это – 30–40% больных СД 2-го типа со стажем болезни более 10 лет, а то и меньше, учитывая, что поначалу диабет протекает скрытно.
На практике инсулинотерапию у нас в стране получают 23% больных сахарным диабетом 2-го типа. Многие из которых переходят на нее спустя 12–15 лет от начала болезни, когда уровень сахара крови у них уже зашкаливает, а показатель гликированного гемоглобина достигает 9,7%. При этом у большинства из тех, кто решился перейти на инсулин, уже есть серьезные (в первую очередь – сосудистые) осложнения сахарного диабета. Специалисты не скрывают: несмотря на то что Россия сейчас располагает всеми современными медицинскими технологиями, компенсация углеводных нарушений у нас в стране пока не дотягивает до международных стандартов. Причин много. Одна из них – страх пациентов перед инъекциями, которые придется делать всю жизнь.
Заблуждение второе
Прием инсулина способствует прибавке веса.
Смотря как его принимать. Если пациент четко следует предписаниям врача, его вес останется стабильным. Стрелка весов ползет вверх только при передозировке инсулина.
Заблуждение третье
Инсулинотерапия – это пожизненная привязка к препарату. Постоянные инъекции – это не жизнь.
При грамотно подобранной терапии жизнь больных сахарным диабетом практически ничем не отличается от жизни здорового человека. А современные дозирующие устройства многоразового использования для введения инсулина позволяют свести к минимуму неудобства, вызванные необходимостью постоянных инъекций.
Другое дело, что инсулинотерапия требует постоянного, регулярного контроля уровня сахара крови (со стороны врача и со стороны пациента), чтобы избежать как слишком высоких, так и очень низких его значений. Впрочем, подобные нюансы не мешают больным диабетом вести полноценный образ жизни.
Заблуждение четвертое
Инсулин может способствовать развитию онкологических заболеваний.
Сообщение о возможной связи между применением аналогов инсулина и возникновением злокачественных новообразований появилось недавно в одном из уважаемых иностранных научных журналов и вызвало настоящий переполох в рядах врачей и пациентов. Речь шла о аналоге инсулина 24-часового действия, который обеспечивает постепенное, безпиковое поступление инсулина в кровь при однократном его применении. На поверку заявления зарубежных экспертов оказались бездоказательными. Об этом свидетельствуют данные многочисленных международных исследований, подтверждающих безопасность аналогов инсулина при длительном их применении, которые были представлены на конгрессе.
Но даже если бы гипотетически онкологический риск от приема инсулина существовал, это ничто по сравнению с теми осложнениями диабета, от которого чаще всего умирают его обладатели. Сахарный диабет ведь – болезнь системная. Виток повышенного сахара в крови тянет за собой целый шлейф гормональных, метаболических нарушений, которые в первую очередь приводят к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. В 80% случаев больные сахарным диабетом умирают от инфарктов и инсультов. Нередки и другие грозные осложнения СД, чреватые отслойкой сетчатки глаза, тяжелой почечной недостаточностью, ампутацией ног. Если диабет не лечить…
Заблуждение пятое
Принимай инсулин, не принимай – все равно с диабетом долго не протянешь.
Международная медицинская практика говорит об обратном: качество и продолжительность жизни больных СД 2-го типа, принимающих адекватное лечение до того как у них развились приведенные выше осложнения, сегодня зачастую даже выше, чем у их относительно здоровых сверстников. Свидетельство тому – широкомасштабное исследование, начатое английскими специалистами в 1979 году. Средний возраст его участников тогда составлял 53 года. Сейчас, когда ученые проанализировали результаты 30-летнего исследования, многим из тех, кто в нем участвовал, – 83 и более лет.
Кстати
Снижение гликированного гемоглобина на каждый 1% уменьшает риск развития таких осложнений СД 2-го типа, как:
>> ампутации или смерть от болезни периферических артерий – на 43%;
>> микрососудистые осложнения – на 37%;
>> инфаркт миокарда – на 14%.
Комменарий
Сатиш Гарг профессор Диабетологического центра Барбары Дейвис Медицинского научного центра Колорадо (США):
– Лет 10 назад в США была такая же ситуация, как и в России: инсулинотерапия назначалась пациентам с сахарным диабетом с большим опозданием, когда средний уровень гликированного гемоглобина у пациентов достигал уже 9,5%. Благодаря принятию Национальной государственной программы по профилактике и лечению диабета, ситуация значительно улучшилась. Было разработано много программ по обучению врачей и пациентов по борьбе с этим недугом. Изменились и стандарты лечения СД, согласно которым каждый американец, достигший 45-летнего возраста, обязан пройти обследование на содержание сахара в крови. В первую очередь, в этом заинтересованы сами страховые компании: ведь профилактика диабета гораздо дешевле его лечения.
Проверь себя
Признаками сахарного диабета являются: немотивируемая жажда; полиурия (частые позывы к мочеиспусканию); кожный зуд; пигментация в местах расчесов; незаживающие раны, язвочки на ногах, фурункулез.
В группе риска также лица с абдоминальным ожирением (если у мужчины окружность талии больше 94 см, а у женщины – больше 80 см); гипертоники; женщины, родившие крупного ребенка (4 кг и выше); те, у кого в роду были диабетики.
Смотрите также:
- Метаморфозы «сладкого» недуга. Диабет 2-го типа становится эпидемией →
- Жизнь с диабетом. Как контролировать сахар крови? →
- Шаг к победе. Как вычислить «сладкий недуг» →