Умудрённые сединой. Как старшее поколение может передать свой опыт молодёжи

Младшему поколению всегда есть чему поучиться у старшего, как бы они это ни отрицали в своём детском максимализме. © / Shutterstock.com

И традиционное общество было устроено так, что трансляция опыта и мудрости от старших к младшим не прерывалась. Работает ли сегодня такая цепочка? 

   
   

В той части нацпроекта «Демография», которая посвящена решению проблем людей «серебряного» возраста, уделено внимание наставничеству. Оно и должно стать такой цепочкой. «АиФ» вместе с экспертами разбирался, как она выстраивается. 

Надо общаться

«Одна из основных проблем для пожилых людей – их низкая востребованность обществом. Это проблема не только нашей страны, но и всего мира, – говорит социолог-демограф, член Общественного совета при уполномоченном по правам ребёнка, исполнительный директор Днест­ровско-Прутского информационно-аналитического центра Игорь Белобородов. – Хотя есть и исключения, как, например, на Кавказе, где к мнению пожилых людей прислушиваются и они всегда могут делиться своим опытом. Благодаря этому они чувствуют свою нужность. Кстати, это один из факторов того, что на Кавказе продолжительность жизни больше».

В Приднестровье, где Белобородов проводит сейчас много времени, тоже придают большое значение тому, чтобы ветераны общались с детьми, делясь своим опытом. Происходит это неформально – во время культурных и общественных меро­приятий. Он считает, что и нам необходимо привлекать к общению с детьми героев труда, ветеранов боевых дейст­вий, известных спортсменов, людей искусства и т. д.

Но, к сожалению, отмечает социолог, в современном мире между разными поколениями существует большая дистанция, даже внутри семей. В результате пожилые люди не могут передать свой жизненный опыт. И это очень плохо не только для них, но и для молодых поколений. 

«Мне очень нравится проведённый в Канаде социальный эксперимент, – рассказывает он. – Там интернаты для престарелых объединили с детскими домами. Благодаря этому пожилые люди, передавая свои знания и опыт ребятишкам, стали чувст­вовать свою нужность. Это позитивно сказывалось на их психологическом состоянии и здоровье, а детям скрашивало сиротство и давало уроки жизни. Я сторонник того, чтобы у нас тоже появлялись похожие социальные комплексы, где сироты и дети из неблагополучных семей жили бы вместе с одинокими пожилыми людьми. И те, выступая в роли наставников, отчасти выполняли бы функции бабушек и дедушек».

Мы привыкли думать, что разница в менталитете между поколениями сегодня огромна и тесный контакт мало возможен. Но это не так. «Отличия есть, но, как показывает опыт, общаясь, они начинают понимать друг друга, – уверен эксперт. – Мы напрасно думаем, что пожилые безнадёжно отстали от молодёжи в компьютерных и цифровых сферах. На самом деле очень многие из них легко пользуются этими технологиями. Кстати, обмен знаниями может быть и двусторонним. Думаю, курсы, на которых подростки помогали бы пожилым людям подтягивать компьютерные навыки, реально сближали бы разные поколения».

   
   

Территория наставничества

У Академии «ВорлдСкиллс Россия» есть несколько проектов, прямо связанных с наставничеством.  

«Ещё в 2016 г. совместно с Минтруда России мы начали подготовку первых 700 мастеров производственного обучения, чтобы они освоили мировые стандарты профессио­нальных компетенций «ВорлдСкиллс» и могли передавать эти знания студентам колледжей и других учебных заведений, – поясняет замгенерального директора по подготовке кадров «ВорлдСкиллс Россия», директор академии Светлана Крайчинская. – С 2017 г. продолжили эту работу совместно с Министерством образования и науки, а потом и с Министерством просвещения. За это время обучили 12 тыс. человек из всех регионов России. Мы принципиально не делим мастеров-наставников по возрасту. Во главу угла ставится их профессионализм. Поэтому у нас есть мастера и преподаватели, которым за 80, и те, кому 22–25 лет. Они вместе обучаются и осваивают современные технологии».

Кроме того, в этом году Союз «ВорлдСкиллс» вместе с Мин­трудом и Федеральной службой по труду и занятости участвует в реализации программы профессионального переобучения людей предпенсионного возраста, которая заработала в рамках федерального проекта «Старшее поколение» (часть нацпроекта «Демография»). 

«По планам мы должны ежегодно обучать 25 тыс. человек по стандартам «ВорлдСкиллс», – рассказывает эксперт. – Среди них есть и те, кто выполняет функции наставника на своих предприятиях или планирует им стать. Очень большой интерес со стороны предприятий, особенно промышленных, к обучению людей старшего поколения навыкам наставничества». 

Впрочем, и среди большого сообщества экспертов организации достаточно много пожилых. «Это как раз носители профессио­нальных знаний и навыков, они могут их продемонст­рировать в деле и научить им других. В июне 2016 г. у нас обучалась самая первая группа мастеров по компетенции «ремонт и обслуживание легковых автомобилей», а учил их наш опытный сертифицированный эксперт. И если сейчас посмотреть на фотографию этой группы, то все они за это время сами стали сертифицированными экспертами, наставниками, которые готовят теперь новых участников нашего движения», – добавляет Крайчинская.

Учить одновременно «и голову, и руки»

Одна из сфер, где сегодня институт наставничества работает, причём чаще всего неформально, – это наука. 1990-е создали здесь разрыв между поколениями, и сегодня их в научных учреждениях, как правило, два – пожилые и молодёжь.

Офтальмохирурга Валентину Копаеву на работе называют «членом команды основателей МНТК «Микрохирургия глаза».

Когда это учреждение, которое в народе известно как Центр Святослава Фёдорова, открылось в 1986 г., она уже была в команде известного офтальмолога. Начала работать с ним гораздо раньше – в 1970-м. Общаясь с профессором Копаевой, трудно представить,что Первый мед она окончила 60 лет назад, в 1959 г., а кандидатскую диссертацию защитила 52 года назад, в 1967-м. Валентина Григорьевна выглядит много моложе своих лет, её голос – твёрдый, речь – чёткая, мысли – ясные. Она продолжает активно заниматься наукой и преподавать. Обучение у неё прошли тысячи студентов и врачей. Работая на кафедре у С. Фёдорова, она преподавала глазные болезни студентам Третьего меда. А в 1981-м организовала и возглавила научно-образовательный центр МНТК «Микрохирургия глаза», где врачей стали учить офтальмохирургии.

«Технологии, разработанные Свято­славом Николаевичем, были интересны не только в России, но и за рубежом. Иностранцы готовы были платить за учёбу и покупать наши искусственные хрусталики, – рассказывает Валентина Григорьевна. – Четыре года мы с Фёдоровым обивали пороги, писали в ЦК КПСС, в Минздравы СССР и РСФСР – просили разрешить нашему институту официально проводить последипломное обучение врачей. Тогда научно-исследовательские учреждения не имели права выдавать документы государственного образца». 

Наконец, в 1981 г. Минздрав СССР разрешил организовать при ин­ституте курс обучения российских и иностранных специалистов на коммерческой основе. Советские врачи и представители соцлагеря учились бесплатно, за обучение платили только курсанты из капиталистических стран. 

«У нас учились офтальмологи из США, Италии, Японии, Венесуэлы, Греции и других государств. 80% от заработанной валюты шло на покупку оборудования, – вспоминает Копаева.  Мы продавали не нефть, а высокие хирургические технологии и наши знания. У нас обучались врачи, которые признавались, что проходили аналогичные курсы в США или Великобритании, но не могли после них оперировать сами. А уезжая от нас, они уже имели опыт выполнения 25–30 операций в наших тренажёрных залах».

По учебнику «Глазные болезни», подготовленному под руководством врача-ветерана Копаевой в 2002 г. и изданному потом 4 раза, учатся студенты медицин­ских вузов России и стран СНГ. У неё много научных достижений, но, похоже, главным она считает разработку технологии удаления катаракты с помощью лазера. Установку для этого разрабатывали совмест­но с Институтом точной механики и оптики в Санкт-Петербурге. Сегодня уже ясно, что это самая эффективная и безопасная операция. С 1997 г. эта отечественная технология лазерной экстракции катаракты используется в клиниках МНТК и в его филиалах, в ряде российских городов, а также в Узбекистане, Кригизии, на Украине, Кипре.

У профессора Копаевой много учеников и единомышленников, впитывающих её опыт и воплощающих её идеи.

Смотрите также: