Учись спать, студент. На каком курсе чаще всего страдают бессонницей

Ученые из Ижевской государственной медицинской академии проанализировали результаты анкетирования среди студентов 1, 4, 6 курсов лечебного факультета. Оказалось, что расстройства сна есть у 220 человек из 782 опрошенных, то есть они были почти у трети студентов. Особенно от этого сильно страдали молодые люди, учащиеся на первом курсе.

   
   

 Уязвимые новички

Расстройство сна — это нарушение засыпания и/или нарушение самого процесса сна (прерывистый сон, преждевременное пробуждение, поверхностный сон).

Распространенность расстройств и причины, вызывающие их, вариабельны в различных популяционных группах. Например, учебная нагрузка и большое психоэмоциональное напряжение в медицинских вузах приводят к развитию как нарушений сна, так и психических расстройств.

В литературе описываются восемь факторов, связанных с расстройствами сна: пол, возраст, общее количество часов сна в неделю, соблюдение режима сна, позднее утреннее пробуждение, употребление напитков, содержащих кофеин, после 20 часов, курение и прием даже легкой пищи непосредственно перед сном.

Ученые опросили несколько сотен студентов разных курсов академии на тему того, какие расстройства сна у них имелись.

Опрошенные учеными студенты спали ночью в среднем 6,5 часа. 8 часов и более спали только 12,7% молодых людей. 68,6% опрошенных ложились спать в промежутке от 23 от 24 часов, а 18,5% — после полуночи. Позднее 24 часов отходят ко сну более половины студентов первого курса, 46,2% студентов 4 курса и 45,8% студентов 6 курса.

Все перечисленные расстройства сна примерно в 5-7 раз чаще определялись у студентов 1 курса. Различия высоко достоверны при сравнении студентов 1 курса и остальных опрошенных с более старших курсов, по гендерному принципу различия не наблюдаются.

   
   

Почему не спим?

Расстройства сна наблюдались чаще тогда, когда студенты ложились спать позже, нарушали режим, имели какие-либо проблемы, включая затруднения в учебном процессе, не могли быстро уснуть из-за внешних помех. Нарушения засыпания были связаны с учебными проблемами и наличием стресса, предстоящим ранним или ночным пробуждением. Продолжительность сна у студентов зависит от времени засыпания и количества нерешенных проблем.

Пробуждения ночью были связаны со временем засыпания и проживанием отдельно от семьи, у девушек они наблюдались чаще. Качество сна зависело от времени отхода ко сну (чем раньше, тем оно выше), наличием проблем в учебе и жизни. На качество утреннего пробуждения вдобавок ко всему перечисленному влияло соблюдение режима.

 У студентов с расстройствами сна режим не соответствовал биоритмам. Они хуже справлялись с большим количеством информации, испытывали трудности при формулировании своих мыслей, отмечали снижение памяти, низкую работоспособность и состояние утомления.

Студенты с расстройствами сна сообщают об общей рассеянности в течение дня, отражающейся на усвоении учебного материала. Характернее всего это для тех, кто спал менее 7 часов ночью и не соблюдал режим. Помимо нарушений внимания, у студентов с малой продолжительностью сна снижается память и интеллектуальная деятельность, снижается настроение. Стоит отметить, что у тех студентов, у которых занятия начинаются позднее, выше качество сна и больше его продолжительность. Студенты, у которых занятия начинаются раньше, имеют меньшую продолжительность сна в течение недели и продлевают время сна в выходные дни.