То пусто, то сгусток. Что произошло с Александром Розенбаумом?

Александр Розенбаум. © / Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Александра Розенбаума в разгар гастрольного тура экстренно прооперировали – в ноге у певца был тромб.

   
   

О тромбе артист (кстати, реаниматолог по специальности) знал. Но решил не обращаться к врачам, а выйти на сцену. После выступления боль усилилась, Розенбаума доставили в больницу, где тромб благополучно был удалён. Концерт в Братске, правда, пришлось перенести на неопределённый срок, но состояние певца уже не вызывает опасений.

У многих возникает закономерный вопрос: как можно заподозрить у себя тромбоз и всегда ли при этом состоянии нужна операция? Рассказывает заведующий отделением венозной патологии и микрососудистой хирургии НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева к. м. н. Сергей Прядко.

Два из трёх рассасываются

Лидия Юдина, aif.ru: Сергей Иванович, какие симптомы должны насторожить?

Сергей Прядко: Тромбоз (образование сгустка крови) обычно формируется в венозном сосудистом русле (чаще – в венах голени) и сопровождается терпимой локальной болезненностью и припухлостью. Два из трёх тромбов со временем рассасываются. Однако при неблагоприятном течении тромб увеличивается в размерах, вовлекая в процесс вены бедра и малого таза. Постепенно нарастает массивный отёк и по­краснение кожи, а распирающие боли и набухание подкожных вен усиливается.

Как правило, с момента появления первых симптомов до обращения к врачу проходит 5–10 дней. Исключение составляет подвздошно-бедренный тромбоз, который сразу даёт о себе знать выраженным отёком и ощутимыми болями.

При этом 2/3 венозных тромбозов протекают бессимп­томно или с некритичными симптомами. «Немые» тромбозы (с полным отсутствием симптомов) чаще встречаются у лежачих больных или в случае, когда тромб образуется в венах малого таза (во время беременности и родов, в послеродовом периоде, при приёме оральных контрацептивов).

   
   

– Как часто тромбы приводят к закупорке сосуда и внезапной смерти?

– Чем крупнее вена и больше размер тромба, тем выше риск эмболии (закупорка сосуда. – Ред.) Самыми опасными считаются тромбы, которые формируются в венах бедра, таза и забрюшинного простран­ства – они приводят к эмболии в 50% случаев. Проблемами грозит и небольшой периферийный тромб, который способен мигрировать в лёгочные артерии и нарушить движение крови.

Однако эмболия – не един­ственное осложнение тромбоза. Если тромбами поражаются сосуды головы и шеи – происходят инфаркты и инсульты. Перекрытие сосудов конечностей может привести к острой ишемии тканей (гангрене). Вот почему любой выявленный тромб требует лечения.

– Речь идёт об операции?

– В острых случаях операция (перевязка вен, установка кава-фильтра или хирургическое извлечения тромба) действительно неизбежна. Но чаще тромбоз лечится амбулаторно. После того как он будет подтверждён ультразвуковым ­исследованием, назначаются антикоагулянты (препараты для разжижения крови). Длительность их приёма зависит от того, как скоро удастся освободить просвет сосуда. Для этого на фоне лечения периодически проводится ультра­звуковое исследование.

Коронавирусное наследие

– Можно ли предсказать тромбоз?

– Это многофакторное заболевание, которое возникает при неблагоприятном стечении обстоятельств. Кому он угрожает – доподлинно сказать невозможно. Маркером тромбообразования считается D-димер, который определяется по анализу крови. Однако во многих случаях (например, при системных воспалениях) на него ориентироваться ­нельзя.

Классическими факторами, провоцирующими появление тромбов, считаются ожирение, обезвоживание, долгое пребывание в вынужденном положении, беременность, варикозная болезнь (глубоких вен), приём оральных контрацептивов и длительные авиаперелёты (за счёт обезвоживания и неподвижности). Риск тромбоза также повышают онкологические заболевания, операции и травмы.

Людям из групп риска надо помнить о методах профилактики тромбообразования – больше пить (обезвоживание может привести к образованию тромбов даже на фоне приёма антикоагулянтов), активнее двигаться, носить компрессионный трикотаж (особенно при варикозе), а при необходимости по назначению врача принимать антикоагулянты.

Не секрет, что во время пандемии COVID-19 врачи фиксировали вал тромбозов даже у молодых здоровых пациентов на фоне бессимптомного течения коронавируса – многие из них умирали от тромбоэмболии лёгочной артерии. Вот почему пациентам из групп риска во время и после болезни для профилактики также нужно принимать антикоагулянты. Риск тромбообразования сохраняется до тех пор, пока человека беспокоят постковидные осложнения.