Наш эксперт – врач-психотерапевт Марина Кошелева.
Этим недугом страдают около 5% людей пожилого возраста, хотя встречается он и среди молодых. Своим названием синдром обязан древнегреческому философу из Синопа, по преданию, жившему в бочке и отказавшемуся от всех удобств цивилизованной жизни.
Эх, полным-полна моя коробушка…
Люди, больные синдромом Диогена, обычно живут среди гор всякого хлама и мусора, который они постоянно приносят домой. Как правило, современные Плюшкины влачат жалкое существование, хотя нередко обладают достаточными средствами, спрятанными в укромных местах или даже хранимыми в банке.
Правда, сбережения свои они не трогают, а берегут на черный день. При этом сами себя считают нищими, несут в дом все, что находят на свалках и помойках, а также то, что отдают им сердобольные граждане. Такие люди никогда ничего не выбрасывают, поэтому их дом до самого потолка завален коробками, старой одеждой и обувью, пустыми консервными банками, бутылками и пакетами, огромными кипами старых газет и журналов. Причем каждому приобретению они находят вполне логичное объяснение: «пригодится», «про запас», «почти новое» и т. д.
Иногда в их «коллекциях» среди старья можно встретить вещи чуть ли не в заводской упаковке, которые уже много лет ждут, да так и не могут дождаться своего часа. Все это накапливается исключительно с целью своеобразного «коллекционирования».
Хлам приобретает в глазах владельца невероятную ценность, он уверен, что все это ему обязательно пригодится. И сквозь все эти завалы хозяину, как кроту, приходится прорывать ходы, чтобы попадать из комнаты в комнату. Зачастую у такого человека не работает ни холодильник, ни телефон, потому что мастера пригласить нельзя – тот попросту не пройдет! Такие люди перестают следить не только за чистотой своего жилища, но и за собственным внешним видом и гигиеной, они месяцами не моются, не стирают одежду, зачастую перестают выбрасывать из дома объедки и отбросы.
Нередко объектом «коллекционирования» становятся бездомные собаки и кошки. Больному синдромом Диогена просто жалко оставлять их на улице, поэтому они перекочевывают в жилище собирателя, где живут практически без еды и ухода.
Болезнь или неряшливость?
Где же корни таинственного психического расстройства и можем ли мы считать себя застрахованными от этой беды? Ученые из Университета Калифорнии, длительное время исследовавшие этот недуг, пришли к заключению, что страсть к коллекционированию заложена в мозге человека. Многие из нас в детстве старательно собирали марки, открытки, значки, монеты, обыкновенные фантики от конфет, наконец.
С возрастом эта страсть у одних проходит, у других же перерастает в серьезное увлечение. Где та грань, за которой безобидное и вполне естественное желание чем-то обладать переходит в болезнь, до сих пор не ясно. Как показали исследования, у людей с неконтролируемой привычкой собирать все подряд имеются определенные отличия в строении головного мозга. У них наблюдается относительно слабое развитие коры лобных долей мозга, особенно правого полушария. Это, по мнению специалистов, и объясняет их странное поведение – ведь именно в этой области находится центр, контролирующий рациональность поступков.
Уменьшение активности этого участка мозга и приводит к тому, что человек начинает совершать не поддающиеся логическому объяснению поступки. К сожалению, синдром Диогена, особенно на ранних стадиях заболевания, тяжело диагностировать. Его легко спутать с обычной эксцентричностью или нерадивостью.
Первопричинами необычной болезни также могут быть перенесенный стресс, тяжелая потеря, одиночество, травмы головы, хирургическое вмешательство или перенесенные заболевания, например энцефалит. Ученые установили, что чаще всего синдромом Диогена заболевают люди, которые ранее вели активный образ жизни, получили хорошее образование и имели успех в обществе.
Исцеление любовью
Что же делать родственникам и соседям современных Плюшкиных? Ведь им приходится годами терпеть неприятный запах, грязь, а порой и полчища тараканов и мышей, которые, естественно, чувствуют себя в таких квартирах как дома. Кроме того, такое соседство может представлять и прямую опасность. Ведь, например, в случае возгорания в комнате, полной мусора, потушить огонь будет невозможно, подобные квартиры выгорают дотла.
В идеале надо проконсультировать больного у психиатра или как минимум обратиться к психологу. В недалеко зашедших случаях врач может назначить специальные медикаменты, которые стабилизируют состояние пациента. При регулярном приеме препаратов часто наступает состояние ремиссии, человек возвращается к нормальному образу жизни. А на начальных этапах болезни психиатры советуют попробовать договориться с собирателем, направив его страсть к коллекционированию в мирное русло. Например, для начала можно ему посоветовать собирать что-то определенное или хотя бы однотипное. Можно увлечь его коллекционированием кулинарных рецептов – тогда время будет уходить на их подборку, наклейку в специальные альбомы, а также на просмотр телепередач по теме и запись полученной информации в специальные тетради.
Вместо живых кошек можно посоветовать «коллекционеру» собирать открытки, марки, этикетки и прочие вещи с изображением этого животного. Если человек тащит в дом старые газеты и журналы, будет полезно заранее оговорить, чтобы печатная продукция подбиралась только по определенной тематике. Хорошо бы регулярно помогать своему родственнику с уборкой.
Операция «Мотивация»
Мотивировать необходимость наводить чистоту в доме можно заботой о том, чтобы «коллекция» содержалась в порядке («иначе будет неудобно ее смотреть»). Важно донести до человека мысль о том, что ему необходимо и самому следить за чистотой своей комнаты, пусть даже понятие о порядке у жертв синдрома Диогена своеобразное. Психиатры советуют апеллировать к сознанию больных тем, что в их комнате неудобно находиться и негде присесть, что там может не понравиться близким людям.
Также важно постараться проявлять интерес к «сокровищам» близкого человека и хотя бы раз в неделю общаться с ним на тему его «хобби». И обязательно показывать, насколько важен и интересен родным людям сам этот человек и то, чем он занимается. Нужно оставаться любящим родственником, готовым прийти на помощь, чтобы человек с такой проблемой мог быть уверен в своем завтрашнем дне. Конечно, это не просто, тем более что больные синдромом Диогена часто стремятся к изоляции, относятся к окружающим с большим предубеждением, а порой бывают и просто агрессивны. Но пытаться наладить с ними контакт надо. Тем более что такая «домашняя психотерапия» часто дает положительные результаты.
Если же болезнь зашла далеко, лучше лечиться в психиатрической клинике. Хотя поместить туда больного можно только с его согласия или признав его недееспособным, то есть по решению суда. А по свидетельству врачей, как минимум половина больных этим недугом вполне адекватна, и принудительная медицинская помощь им не требуется. Ведь подобное поведение до сих пор расценивается как стиль жизни.
Личное мнение
Татьяна Арнтгольц:
– Плюшкины – это люди с определенным складом характера. Запасливые, бережливые, они верят, что обязательно все, что у них есть, хоть раз в жизни да пригодится. Я другой человек. Люблю минимализм, стараюсь сразу избавляться от ненужных вещей, ни в коем случае не захламлять ими дом. Для меня важно, чтобы было много свободного пространства. Я лучше пойду и куплю, если мне будет что-то нужно.
Смотрите также:
- Стереотипы из детства. Почему мы ошибаемся в выборе спутника жизни? →
- Должен ли больной знать свой смертельный диагноз? ЗА и ПРОТИВ →
- Общее решение. Как помочь сразу всей семье? →