Сердцу не прикажешь. Академик Бузиашвили — о трёх революциях в кардиологии

Революция в кардиологии уже произошла, но её никто не заметил.

   
   

Что позволило снизить сердечную смерт­ность в РФ до европей­ского уровня? Рассказывает замдиректора Национального медицинского исследовательского центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева академик Юрий Бузиашвили.

Лидия Юдина, «АиФ»: Юрий Иосифович, ежегодно возникают новые технологии и методы лечения. Какие из них наиболее значимо изменили работу кардиологов?

Юрий Бузиашвили: Революция в ­кардиологии произошла 7–10 лет назад. Раньше человек с острым инфарктом миокарда (ОИМ), если не умирал от его осложнения, был вынужден долгое время лежать в больнице и ждать, когда ему в плановом порядке сделают операцию. Неудивительно, что смертность от инфаркта в те годы достигала 40%. В центре им. Бакулева проблемой острого инфаркта миокарда занялись в 1982 г. Тогда было организовано отделение под руковод­ством профессора Д. Иоселиани, в котором была и ангиографическая установка. Там было начато применение стентов, что в итоге позволило снизить смерт­ность от ОИМ до 5–7%. Тогда это считалось огромным достижением, хотя эффективное лечение было доступно только тем, кому по­счастливилось быть госпитализированным в это отделение.

А теперь это стандарт лечения, который применяется в любой городской больнице, где есть ангиографические установки (а ими оснащена каждая пятая больница). Сегодня, если пациент доставлен в больницу своевременно, он уходит из неё через несколько дней на своих ногах.

Вторая революция, которая, по сути, свершается на наших глазах, – это лечение пациентов с сочетанными патологиями. Ещё недавно, например, к пациентам с онкологическим диагнозом кардиологи буквально боялись подходить. Считалось, что сначала он должен закончить терапию у онколога. А теперь врачи ведут такого пациента сообща. Потому что при лечении рака, например, без кардиологов не обойтись. Большинство онкологических препаратов обладают кардиотоксичным действием, а кардиолог может минимизировать этот нежелательный эффект. Точно так же кардиологи сегодня действуют сообща с пульмонологами, нефрологами, травматологами, гематологами, инфекционистами.

Третья революция, скорее всего, будет связана с кардио­генетикой. Генетические исследования в кардиологии, которые могут облегчить жизнь многим пациентам, – перспективное направление. Только в нашем центре защищается десятки тематических диссертаций в год. Единственная сложность – это крайне дорогой вид исследования, а чтобы они работали, их нужно назначать повсеместно. Поэтому ещё долгое время генетические тесты будут применяться лишь в индивидуальном порядке. Самостоятельно их проходить не следует. Но если врач считает, что они помогут пациенту, – экономия неуместна. Генетическое исследование поможет подобрать оптимальную схему лечения и существенно улучшить прогноз.

   
   

О трудных пациентах

– Но трудные пациенты в кардиологии по-прежнему существуют…

– Каких бы высот ни достигло мастерство врачей, трудные пациенты будут всегда. Сегодня, помимо коморбидных больных (с сочетанными патологиями), к ним относятся пациенты с хронической сердечной недостаточностью. В отличие от инфаркта сердечная недостаточность незаметно подтачивает сердце.

Но несмотря на то что вылечить удаётся не всех, облегчить состояние кардиологи сегодня могут каждому. И это огромное достижение медицины.

– Болезни сердца считаются психосоматическими заболеваниями. Во всём мире кардиологи часто отправляют своих подопечных к психотерапевтам.

– К большому сожалению, у нас это не принято. Хотя наши пациенты нередко сравнивают свой недуг со стеной, которая не даёт возможности жить преж­ней жизнью. Поскольку эту стену нельзя ни обойти, ни перепрыгнуть, человек ощущает безысходность, что серьёзно мешает лечению. Ведь его результат зависит в том числе и от настроя пациента.

Психологическая помощь важна ещё и потому, что болезнь сначала возникает на психоэмоциональном уровне, а уже потом переходит на физический. Неслучайно, например, болезням сердца подвержены люди мнительные, тревожные. Если кардиологам удаётся вылечить такого пациента, а его психологическая проблема остаётся нерешённой, – болезнь может вернуться.

Хороший врач сам зачастую становится психологом для своих пациентов. Неслучайно говорят: плох доктор, если человеку не стало лучше после разговора с ним.

– Во время самоизоляции многие оценили удобство телемедицины…

– Телемедицина – сугубо вынужденная мера. Она подходит лишь тем, у кого нет возможности попасть на очный приём. Хороший врач в ходе беседы и при визуальном осмотре пациента может увидеть неочевидные признаки заболеваний, которые невозможно разглядеть при удалённом приёме. Поэтому, например, искусственный интеллект – это помощь врачу, а не его замена. Хорошо, что этому направлению сейчас уделяется большое внимание, но это не значит, что так можно получить правильный диагноз и правильный алгоритм лечения. Это может сделать врач, и только в ходе очного приёма.

В серой зоне

– Самым опасным продуктом для сердца официально признано красное мясо. Среди ваших пациентов действительно нет вегетарианцев?

– Такой статистики у ­меня нет, но я знаю точно, что отказываться от мяса нельзя. Другое дело – сколько и как часто его есть. В хорошем мясе ­содержится полноценный белок, который необходим для нормальной работы организма.

– Большинство людей измеряют давление на одной руке. А оказывается, надо на обеих?

– Кардиологи всегда советовали измерять давление таким образом. Большая разница в показаниях (в 30–50 мм рт. ст.) говорит о том, что есть проблема с одним из сосудов, снабжающим верхнюю конечность. И чем больше разница – тем быстрее человеку следует обратиться к врачу.

– Нормальным давлением по новым правилам считается 120/80 мм рт. ст. Высоким – 140/70. А что происходит в «серой зоне», например, 130/75?

– Если при таком давлении человек себя хорошо чувствует – беспокоиться не следует. Несмотря на то что норма давления официально была понижена, систолическое (верхнее) давление в 130 мм рт. ст. считается допустимым при нормальном самочувствии.

Советы доктора Бузиашвили

  1. Придерживайтесь золотой середины. И в отношении еды, физической нагрузки, работы и т. д.
  2. Питайтесь вкусно и разнообразно. Не идите наперекор себе, ешьте то, что нравится, – вы знаете свой организм лучше всякого врача. Но праздничная еда должна присутствовать на столе только по особым дням. В остальные дни нужно есть приятное, но полезное – овощи, фрукты, рыбу и кисломолочные продукты. Меньше соли – это самый простой способ нормализовать давление.
  3. Высыпайтесь. Для нормальной работы сердца необходим 7–8-часовой ночной отдых.
  4. Занимайтесь спортом. Но в удовольствие, нагрузка «через не хочу» не даёт результата. Полезно только то, что приносит радость.
  5. Прислушивайтесь к себе. Поводом для обращения к врачу должны быть не критические ситуации, а любое отклонение в самочувствии.