Российские не хуже. Почему не стоит закупаться дефицитной но-шпой впрок?

Не прошло и месяца, как Народный фронт доложил президенту о нехватке некоторых лекарств в аптеках (напомним, тогда выяснилось, пропали в основном импортные — антибиотики, жаропонижающие сиропы и т. д.), как снова посыпались сообщения о дефиците. Например, мониторинг агентства DSM Group показал, что есть ряд препаратов, доступность которых максимально снизилась. Это «Гексорал», «АЦЦ Лонг», «Но-шпа», «Смекта», «Гриппферон», «Бисептол», «Амоксиклав», «Релиф», «Хилак-форте», детские сиропы «Нурофен» и «Панадол», крем «Зовиракс». 

   
   

«Резко сократилась представленность этих препаратов в аптеках. Их доступность снизилась в десятки раз. Снизилось предложение дистрибьюторов», — отметил гендиректор компании Сергей Шуляк. По его словам, лидерами по уходу с рынка стали именно дорогостоящие препараты. 

Однако в перечисленном списке указаны торговые наименования лекарств, а значит, к ним можно подобрать аналоги. 

«Действительно, в течение двух последних месяцев из аптек стали массово пропадать популярные лекарства, в основном дорогостоящие импортные, многие из которых широко рекламировались и являлись лидерами продаж, — подтвердила aif.ru директор фармдистрибьютора «Интер-С Групп» Настасья Иванова. — Причин много: сезонные и ситуационные всплески спроса, рост стоимости логистики и усложнение схем поставок лекарств из-за границы, нехватка лекарственных субстанций, из которых производятся медикаменты, оптимизация ассортимента, отказ от выпуска нерентабельных лекарств. В целом произошло сокращение импорта и объёмов производства. Появились проблемы с транзитом импортных медикаментов и сырья». 

По словам эксперта фармрынка, тотальной дефектуры на рынке пока нет, многие дефицитные препараты можно найти. Кроме того, в наличии остаются аналоги дефицитных лекарств, многие — российского производства. 

«Западные фармкомпании в последние годы, как никогда, чувствуют сильную конкуренцию с отечественными производителями, предлагающими аналоги по более низкой цене, — продолжает Иванова. — Примеров достаточно: в розничной торговле трудно найти детский сироп и свечи «Нурофен», их заменили российские препараты с ибупрофеном. Вместо дорогостоящей «Но-шпы» пациенты стали выбирать не менее эффективные лекарства с дротаверином. Помощь потребителю в вопросе взаимозаменяемости лекарств могут оказать не только врачи и провизоры, но и онлайн-сервисы подбора аналогов лекарств». 

При этом специалист предостерегает от покупки лекарств у неизвестных продавцов в интернете. «В последнее время пропавшие лекарства стали предлагаться по более высокой цене в телеграм-каналах, однако гарантировать их подлинность невозможно», — говорит Настасья. 

   
   

Так что поводов для паники сегодня нет. Проблема часто возникает потому, что пациенты и врачи привыкают к определённым брендам и им сложно перейти на другие, даже если они ничуть не хуже. А среди российских компаний не все имеют ресурсы агрессивно продвигать свою продукцию, как это делали западные фармгиганты. 

«Многие западные компании из недружественных стран ушли с рекламного рынка, перестали продвигать свои лекарственные препараты, — говорит Сергей Шуляк. — Ресурсов для такого продвижения, которыми пользовались западные компании, не у всех российских компаний достаточно».

Что нужно сделать, чтобы повысить доверие потребителя к российским препаратам?

«У нас практически все сделано, — убеждён Шуляк. — Есть современные заводы. Приверженность многих пациентов бренду очень высока, должно пройти время, чтобы изменилось восприятие бренда, в том числе во врачебном сообществе. Врачи, которые рекомендуют рецептурные препараты, еще более консервативны, чем пациенты».